Расстановка мастеров

  (в скобках указаны номера разработок – см. файл «Разработки» -

            Автор Зимин Александр Алексеевич http://cursmaster.narod.ru/index.html)

 

Нередко производственная практика дает примеры, когда мастер, как нельзя лучше справлявшийся со своими обязаннос­тями на одном участке, на другом - начинает «за-валивать» план, не справляется с возникающими конфликтами в коллективе. В чем тут причина? Вина ли в этом мастера? Не часто ли на предприя­тиях ошибка в подборе конкретного рабочего места для работни­ка принимается за ошибку его самого?

Расстановка кадров мастеров обусловлена, с одной стороны, их личными качествами, а с другой - спецификой производства, особенностями трудового коллектива, уровнем организации и упpaв-лeния на предприятии. Разработка здесь точных критериев  несколько затруднительна из-за разнообразия деятельнос­ти данной категории работников.

Анализ практики убеждает, что в первую очередь расстановка кадров мастеров зависит от «возраста» предприятия и участка. Во вновь организованных подразделениях нередко наблюдается неурегулиро­ванность отношений внутри цеха и завода. В них нередко конст­рукторская, технологическая документация еще не проверена прак­тикой, у рабочих не закреплены навыки выполнения операций. Аналогичные трудности наблюдаются также при освоении новой продукции. В этих случаях при расстановке кадров мастеров учи­тывается разнообразие их опыта и знании.

Наиболее успешно со своими обязанностями справляются ру-ководители, которые имеют четкое представление, как именно должен работать возглавляемый ими участок. Тогда он знает, с чем нужно бороться, а какие явления - поддерживать н развивать. Чаще всего, в новые подразделения направляются мастера с пе­редовых смежных участков предприятия, инженерно- технические работни-ки функциональных отделов, проявляющие склонность к цеховой работе.

На новых участках и при выпуске новой продукции от руко­водителя производства требуется развитое чувство коллективиз­ма. Ему приходится быть координатором деятельности техничес- ­ких служб на своем участке. Он должен умело сотрудничать как с технологом, конструктором, так и со своими рабочими, с руко­водством цеха. Не имея разнообразия опыта и знаний, мастер едва ли может справиться с этим.

В условиях стабильного прозводства у мастера преобладает исполнительность (167). Он контролирует соблюдение на участке тех­нических предписаний, правил и положений, действующих на пред­приятии, в отрасли, в народном хозяйстве. В условиях нового производства, наоборот, руководителя положительно характеризу­ет его инициативность (167), так кaк он принимает больше самостоя­тельных решений, шире применяет свои творческие способности. Ему чаще приходится заниматься организаторскими функциями: расстановкой кадров, распределением работ, сырья, материалов.

Мастеру, работающему на новом участке, нужна определенная смелость, чтобы остро ставить злободневные вопросы в функцио­нальных отделах и перед руководством цеха, добиваться их свое-временного решения.

Мастер является связующим звеном между системой управле­ния и первичным трудовым коллективом, между упрaвленческой и трудовой деятельностью. Поэтому при расстановке кадров наиболее проблематичным является решение вопроса о том, какими на­выками - управленческими или трудовыми - должен обладать мас­тер.

Надо сказать, что однозначное решение этого вопроса затрудни­тельно. В целом, мастер должен обладать и управленче­скими и трудовыми навыками. Однако мера соотношения этих на­выков за-висит от специфики производства. Одно можно утверж­дать определенно: чем выше специализация рабочих, чем глубже разделение труда на участке, тем большие требования предъяв­ляются к управ-ленческим навыкам, к качествам мастера как ли­дера и воспитателя коллектива.

В массовом и серийном производстве трудовой процесс раз­делен на ряд операций, состоящий из простых, несложных дви­жений. У рабочих практически не возникает к мастеру вопросов о том, как их выполнить. Поэтому от него требуется минимум навыков. В индивидуальном (единичном) производстве рабочие постоянно задумываются о последовательности, способах выпол­нения опера-ций и мастеру приходится постоянно разрешать их сомнения и вопросы. Не имея трудовых навыков, он не сможет руководить тру-довыми процессами, не будет иметь авторитета (престижа) в коллективе, и, значит, потеряет моральное право быть лидером, воспитателем подчиненных.

В индивидуальном  про­изводстве  слово  «мастер» приобретает  свое начальное значение (умелец, искусник). Рабочим каждый раз приходится задумываться о приемах труда, способах их выпол-нения, и в трудных случаях они обращаются к мастеру за советом. Руководитель, не имея трудовых навыков, не сможет прийти на помощь подчиненным.

При расстановке мастеров учитывается вид цеха. На предприятиях имеются основные и вспомогательные цехи. Основные цехи выпускают товарную продукцию, во вспомогательных -  обслужи-вают внутризаводские нужды (ремонт оборудования, выпуск технологической оснастки, нестандартного оборудования и т. д.).

Во вспомогательное производство направляются мастера, обладающие техническими знаниями. 3десь отмечается высокая точность обработки, срочные заказы, которые не всегда cвoe­временно обеспечиваются тщательно подготовленной документаци­ей, часто происходит замена материалов из-за отсутствия необхо­димыx. Мастеру вспомогательного производства волей-неволей приходит-ся быть нередко контролером как качества документации, так и качества работ, частично выполнять функции конструктора и технолога. На это указывают данные фотографии рабочего дня, проведенной в ходе научно-исследовательских работ.

Основное (товарное) производство состоит из заготовитель­ных и сборочных цехов. В заготовительных цехах производится предварительная обработка материалов и сырья, изготовление деталей. В них закладывается качество изделий. Наиболее массо­вый брак происходит здесь тогда, когда детали изготовляются не из того материала, который предусмотрен технологией. Такие случаи возможны, если на участке не налажено правильное скла­дирование и хранение сырья. Поэтому в заготовительные цехи  назначаются мастера, которые хорошо знакомы с материаловеде­нием, с правилами ведения складского хозяйства. По характеру они должны быть достаточно подвижны, так как имеют дело со значительными грузопотоками и перед ними наиболее часто встают вопросы, требующие оперативных решений по снабжению участка, транспорт-ного обслуживания, разгрузки, погрузки.

В сборочных  цехах, обычно, преобладает  конвейерная  форма организации труда. Она обеспечивает высокую производительность труда. Однако доведение операций, выполняемых  на  каждом рабо­чем месте, до нескольких несложных движений приводит к монотон­ности труда. Обычно, на конвейере содержание труда не  удовлетворяет рабочих. Поэтому обеспечение психологического комфорта, совместимости в коллективе, развитие общих интересов, об­щественной жизни приобретает первостепенное значение. На сбо­рочных участках лучше проявляет себя мастер, спокойный, уравно­вешенный по характеру, имеющий управленческие и педагого-пси­хологические навыки, знакомый с принципами организации труда на рабочих местах.

В последние  годы  при  расстановке мастеров проявляется тен­денция предпочтения кадров с управленческими навыками. Она вызвана бригадной формой организации труда. При этом рабочие по вопросам выполнения трудовых операций об­ращаются к бригадиру, а мастер выполняет функции организатора труда и производства, лидера и воспитателя коллектива - т. е. управленческие функ-ции.

Аттестация мастеров. Для ее проведения на заводе создается аттестационная комиссия в составе представителей администрации, профсоюзной организации, совета мастеров.  Представитель совета мастеров, обычно, является заместителем председателя комиссии. На крупных предприятиях мастеров аттестуют несколько комиссий (по производствам, цехам). 

 

Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. .: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.;   Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. .: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предмю, имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.

Справки cursmaster@yandex.ru Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68

 

Hosted by uCoz