ЗАВОДСКИЕ СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

                          (Автор Зимин Александр Алексеевич http://cursmaster.narod.ru/index.html)

 

 

 ИСТОРИЯ СОВЕТОВ МСТЕРОВ

 ПОЛОЖЕНИЕ О МАСТЕРЕ

ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ МАСТЕРОВ В СОРЕВНОВАНИИ

 

ИСТОРИЯ ТРУДА МАСТЕРОВ

История таких общественных объединений ведется с двадцатых годов прошлого века. По данным журналов "Предприятие", "Инженер" они сущестовали в виде секций советов красных директоров, и возобновились в шестидесятые годы по примеру Ждановского завода тяжелого машиностроения по инициативе директора Героя Социалистического труда С.Г.Лутай. Заглохнув в кризисные годы экономики России, они возродились с оживлением хозяйственной жизни в ХХ1 веке.

Такая жизнеспособность советов закономерна Она объясняется историческим опытом объединения мастеров в цехи по ремеслу,  отражает необходимость учета системой управления  особенностей труда данной категории работников, уникальности этой профессии.

Изучение практики работы советов мастеров показывает, что их структура, права, обязанности и даже состав охватываемых ими работников различны. В одних коллективах они объединяют только мастеров, в других - началь­ников смен, участков. Различия в деятельности советов во мно­гом объясняются особенностями отраслей.

На Ждановском заводе тяжелого машиностроения совет мастеров впервые был создан еще в 1963 году. Опыт его работы изучили многие предприятия страны. Сначала совет состоял из трех секций: про­изводственной, дисциплинарной, культурно-массовой. Позже в совете стало пять секций: производственная, техни­ческого просвещения, дисциплинарная, подбора и расстановки кадров, эконо-мического анализа деятельности предприятия. Общественному объединению оказывают постоянную помощь администрация, профсоюзный комитет.

Совет мастеров заботится о повышении квалификации масте­ров, которые через каждые два года проходят переаттестацию. Широкое развитие получили обмен передовым опытом, рационали­заторство и изобретательство, экскурсии на родственные пред­приятия. Организуются также школы мастеров. Мастера-практики, а их на заводе немного, привлекаются к обучению в вузах и техникумах без отрыва от производства.

На заводе ежеквартально проводится День мастера, на кото­ром руководители производства отчитываются о ходе выполнения показателей, анализируют работу передовых и отстающих смен, обмениваются передовым опытом. По предложе­ниям, высказанным мастерами и направленным на улучшение управления предприятием и коллективом, принимаются решения, разрабатываются организационно-технические мероприятия, намечаются сроки их выполнения и исполнители. На Воронежском заводе кузнечно-прессового оборудования  совет мастеров избирался на общем собрании руководителей производства сроком на 2 года и работал по годовому календарному плану. Совет состоял из 3 секций: соревнования мастеров, планирования и орга­низации производ-ства, организации труда.

Положением о совете мастеров предусматривалось, что совет по­лучает от отделов и служб материалы, необходимые для выполне­ния своих планов, привлекает специалистов предприятия при разработке предложений и рекомендаций, участвует в подведении итогов соревнования за звание "Лучший мастер", готовит материалы для поощрения и служебного продвижения мастеров, присуждения им почетных званий. Совет мастеров рассматривает предложения по развитию про­изводственной активности, повышению квалификации мастеров, улучшению организации их труда; оперативного и календарного планирования работы смен. На своих заседаниях совет мастеров анализирует также воп­росы работы мастера с трудовым  коллективом, повышения качест­ва продукции, культуры производства, уровня организации труда и управления, улучшения использования оборудования, рабочего времени, трудовой дисциплины.

На Воронежском заводе тяжелых механичеких прессов совет мастеров создал четыре секции: экономического соревнования, пла­нирования и организации производства, организации труда, дис­циплины. Наряду с другими задачами устанавливалось, что он контролирует. производственную деятельность, участ­вует в подборе и расстановке кадров, поощрении работников, заботится о повы-шении их квалификации, образовательного уровня мастеров.

Один из первых советов мастеров создавался в Чувашии по предложению автора еще в 1972 году  на Канашском вагоноремонтном заводе. Долгие годы его председателем являлся старший мастер энергоре­монтного цеха Анатолий Павлович Клоков. На предприятии с учас­тием совета мастеров проанализирована работа всех производст­венных участков, проведен социологический опрос руководителей производства, изучены отношения между людьми, психологический климат мастерских смен.

Первыми в республике канашцы  ввели  дифференцированную оп­лату труда мастеров, организована аттестация мастеров, разра­ботаны организационно-технические мероприятия по улучшению де­ятельности производственных участков. Внедрение форменной оде­жды мастера также впервые в республике организовано на Канаш­ском ВР3. По опыту Балашихинского объединения криогенного ма­шиностроения на заводе проводилась работа по созданию комплекс­ных сменных бригад, возглавляемых мастером-бригадиром.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ МАСТЕРОВ

Деятельность советов мастеров регулируется положением о них. На Канаш-ском вагоноремонтном заводе Положение о совете мастеров состояло из трех частей: общая часть; содержание, ме­тоды и формы деятельности; организационные вопросы. В общей части говорится, что заводской и цеховые советы являются вы­борными органами и действуют при соответствующих комитетах профсоюза. Их цели: повышение образовательного, профессионального уровня масте-ров, улучшение ус­ловий труда и быта, совершенствование низового звена управ­ления производством, сбор и систематизация материалов о пе­редовом опыте мастеров, повышение производственной активности мастеров.

Во второй части положения подчеркивается, что заводской совет мастеров координирует и направляет деятельность цехо­вых советов и оказывает им методическую помощь, проводит общезаводские мероприятия с участием мастеров, входит в обще­заводские руководящие органы с предложениями по улучшению деятельности, условий труда и быта мастеров. Совет также изуча­ет опыт работы с мастерами на других предприятиях и содейст­вует внедрению научных методов управления производственным участком и трудовым коллективом, разрабатывает мероприятия по улучшению технического, профессионального обучения масте­ров в заводской многотиражной печати и средствами наглядной агитации.

В положении указывается, что цеховой совет помогает мас­терам, вновь назначенным на эту должность, приобретать навы­ки управления производственным участком и трудовым коллекти­вом, участвует в подготовке выдвижения, перемещения, поощрения и наказания мастеров, в их аттестации, разрабатывает и внедряет различные мероприятия, способствующие повышению их авторитета и роли на производстве. Он также способствует обмену опытом по выполнению производственных функций и общест­венных поручений, воспитанию трудового коллектива, системати­зирует данные о производственной и технической сторонах деятельности отдельных мастеров.

Изучение структуры советов мастеров на многих предприяти­ях страны показало, что они, как правило, состоят из произ­водственной, дисциплинарной и культурно-массовой секций. На наш взгляд, наиболее целесообразной являетоя создание совета как консультативного (совещательного) органа при дирекции или общественного объединения при завкоме профсоюза со следующей струк­тypой: секция по подбору и расстановке кадров, секция работы мастеров со сменой; секция по улучшению ус­ловий труда; секция соревнования и стимулирования труда.

Секция по подбору и расстановке кадров занимается форми­рованием резерва кадров, участвует в их подборе, работает с начинающими мастерами, способствует повышению их квалификации и образовательного уровня, подготавливает вопросы перемещения, поощрения, наказания.

Секция работы мастеров со сменой обеспечивает взаимодействие мастеров с общественными организациями, обобщает опыт работы мастеров с подчиненными, занимается вопросами нагляд-ной агитации на участках, рассматривает планы работ со сменой, обобщает опыт укрепления дисциплины.

Секция улучшения условий труда координирует разработку и внедрение на предприятии проекта организации труда мастеров, дает предложения по оптимизации численности смен, улучшению внутризаводского обеспечения транспортом,  контролирует внедрение на предприятии заводских стандартов разграничения функций цехового управленческого персонала, заботится об улучше­нии условий труда мастеров, участвует в разработке организа­ционно-технических мероприятий по предупреждению потерь рабо­чего времени на участках, производит анализ ошибочных решений мастеров.

Задачами секции соревнования и стимулирования труда явля­ются обобщение опыта и координация работ по организации соревнования, аттестация мастеров, участие в разработке методов и форм материального и морального стимули­рования их деятельности, подготовка предложений по улучшению жилищно-бытовых условий мастеров.

Все секции совета мастеров работают в тесном кон­такте и во взаимодействии друг с другом. Создание культурно-мас­совой секции, на наш взгляд, нецелесообразно. Работу, которую обычно выполняют эти секции, могут проводить одноименные ко­миссии профкомов.

Приведенная структура совета мастеров четко определяет поле деятельности различных секций, зоны их взаимодействия с систе- мой управления. Например, секция подбо­ра и расстановки кадров взаимодействует с кадровой службой предприятия по широкому кругу вопросов. Секция работы мастера со сменой поддерживает постоянную связь с профсоюзной организацией, с руководителями цехов и отделов, контролиру­ет выполнение принятых совместно решений. Секция улучшения условий труда взаимодействует с техническими службами, с от­делом техники безопасности и охраны труда, с соответствующи­ми коллегиальными органами управле-ния, комиссиями профкомов. Секция стимулирования труда рабо-тает совмес­тно с экономическими службами предприятия.

Совет мастеров является заинтересованным их представите­лем, координатором всей работы на предприятии по улучшению их деятельности. На Канашском ВР3 для успешного осуществле­ния сво-их функций совету мастеров положением предоставлялось право:

требовать от функциональных подразделений и должност­ных лиц выполнения условий проектов организации труда масте­ров, соблюдения заводского стандарта разграничения функций мастера, выполнения принятых ранее решений;

входить в функциональные подразделения, к руководителям предприятий и в общественные организации с предложениями по улучшению деятельности мастеров, по улучшению жилищно-бытовых усло­вий мастеров;

готовить вопросы, касающиеся подбора, расстановки, перемеще-ния, назначения, поощрения, наказания мастеров;

заслушивать отдельных работников и руководителей предпри­ятий по вопросам  выполнения ими планов улучшения деятельнос­ти мастеров;

проводить общезаводские мероприятия, касающиеся масте­ров и направленные на улучшение их деятельности.

Обязанности советов мастеров  вытекают  из основных направ­лений и содержания их деятельности. В практике советов мастеров можно выделить следующие формы работы:

собеседование о мастерами, впервые приступающими к выпол­нению обязанностей;

заслушивание отчетов отдельных мастеров о выполнении про­изводственных заданий, организации труда, воспитании коллектива;

обсуждение отдельных конфликтных ситуаций и проблем деятельности мастеров, совместное обсуждение некоторых вопросов с функциональны­ми подразделениями, службами, общественными организациями;

взаимные проверки работы мастеров для оказания помощи отстающим, для обмена опытом;

выпуск бюллетеня мастера в случаях, когда решения совета мас-теров нуждаются в широком освещении;

организация Дня мастера, проведение слета мастеров в дни профессиональных праздников;

совместные выездные заседания совета мастеров в других цехах и на других предприятиях;

оформление стенда мастера, знакомящего командиров произ­водства с новинками технической информации и литературы, с деятельностью мастеров;

заслушивание рефератов и докладов, обобщающих техническую информацию и литературу по вопросам управления с оценкой воз­можностей применения достижений науки и техники на предприя­тии, в объединении.

Мероприятия, разрабатываемые и внедряемые советами масте­ров, нередко носят длительный характер. Поэтому выбор их сос­тава на один год, на наш взгляд, нецелесообразен. Они избираются

ются на два года из состава мастеров на общем собрании откры­тым голосованием, большинством голосов. Заводской совет созда­ется из председателей цеховых советов.

Деятельность общественного объединения основана на инициативе мастеров в широком привлечении их к работе. Заводской и цеховые советы работают по единому плануритериями оценки деятельности совета мастеров наряду с ко- личеством, качеством мероприятий, массовостью являются произ­водственные показатели участков и цехов, количество наруше­ний производственной, технологической и трудовой дисциплины, рост профессионального и общеобразовательного уровня мастеров и рабочих, их производственной активности.

Как показывает практика, целесообразно, чтобы на заседа­ниях заводского совета мастеров присутствовал директор. При обсуждении вопросов, входящих в компетенцию функциональных служб, присутствие на заседаниях совета мастеров главных спе­циалистов считается обязательным.

ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ МАСТЕРОВ В СОРЕВНОВАНИИ

Участие мастеров в соревновании напрямую связано с с оценкой (38), оплатой (39),  стимулированием их труда (40).

Нередко лучшим считается мастер, у кого выше показатели участка. Руководитель, однако не «растворяется» в коллективе. У него свои  показатели руководства персоналом: повышение обра-зовательного уровня и квалификации кадров, сокращение их текучести и правовых конфликтов, рациональное использование навыков и способностей работников, улучшение психологическо­го климата в коллективе, организации соревнования на вверенном. участке (95-99).

Вместе с тем соревнова­ние за десятилетия развития накопило множество видов (40). Например, на Костромском льнокомбинате, руководители смены принимали личные творческие планы, в кото­рых  устанавливается  степень личного участия мастеров в повы­шении  эффективности производства, квалификации рабочих, в бездефектном изготовлении продукции, разработке рационализаторских предло­жений.

Выполнение личных творческих планов контролирует отдел организации труда и комиссия техниче­ского совета. Начальники, которым подчиняются мастера, каждое полугодие докладывают на техсовете о выполнении руко­водителями смен указанных планов.

На Московском заводе «Компрессор» мастера Подпорин, Усти­нов, Быков стали инициаторами сквозного соревнования. Оно от­личается тем, что все мастера, занятые на одной технологиче­ской цепочке по выпуску определенного вида продукции, прини­мают общее обязательство, хотя и находятся в разных цехах и производствах. Эта форма соревнования зна­чительно укрепляет принцип взаимопомощи.

Отсутствие или снижение текучести кадров - совокупный пока­затель, реально отражающий психологический климат в смене, работу мастера с коллективом, отношение рабочих к труду. Этот вид соревнования может иметь и систему стимулиро­вания. Так, на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате, например, масте­ра премировались не за отсутствие, а  в зависимости от уровня те­кучести и численности рабочих, подчиненных одному мастеру. В соревновании мастеров получают разви­тие принципы гласности, сравнимости, возможности практическо­го повторения лучшего опыта, взаимопомощи, подкрепления мате­риальными и мораль-ными стимулами. Дальнейшее совершенствова­ние личного участия мастера в соревновании  возможно  в  следу­ющих  направлениях:

- обязательства смены дополняются личным планом мастера, в котором указываются планируемые на данный период его показатели по работе с коллективом, повышению об­разовательного уровня, квалификации, активнос­ти в техническом творчестве;

- мастер принимает личные обязательства, которые определяют меру его личного вклада в повышение эффективности производства, в развитие коллектива.

На предприятии мастерами работают люди разного возрас­та, стажа в должности. Особые трудности возникают у молодежи,  всоставе которой чаще всего преобладают вновь назначенные мас-тера. Им трудно «на равных» состязаться с опытными руководи­телями. Развитие соревнования за звание «Лучший молодой мас­тер» способствовало бы самоутверждению начинающего команди-ра производства, как личности, его закреплению в должности.

Мастер является организатором производства, лидером и воспитателем коллектива. Не все эти социальные роли в равной мере удаются каждому мастеру. Учитывая многообразие деятельности руководителей смен, видимо, возможно, в особенно­сти, на  крупных предприятиях, учреждение званий «Лучший орга­низатор про-изводства», "Лучший воспитатель коллектива», «Луч­ший органи-затор соревнования».

В соревновании за звание «Лучший воспитатель коллектива» применимы такие показатели, как снижение текучести, наруше­ний трудовой, производственной дисциплины и общественного порядка, уровень рационализаторства, охват рабочих смены учебой, повышение их квалификации,  раз­витие шефства и наставничества. Например, звание “Лучший мас­тер-воспитатель» один раз в квартал присваивалось  руководите­лю каждого основного цеха на Мелитопольском заводе холодиль­ного машиностроения.

Основанием для выбора критериев борьбы за звание “Лучший организатор производства» могут служить плановые показатели. "Лучший организатор соревнования" определяется на основе показателей, разрабатываемых на предприятии и в отрасли. Звание «Лучший мастер завода (цеха)» в этом случае присваивается тем, кто успешно справляется  со  всеми видами представительст­ва  в коллективе и является лучшим во всех отношениях. Диффрен-циация соревнования мастеров во многом  способствует  улучшению обмена опытом.

 

Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. .: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.;   Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. .: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предмю, имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.

Справки cursmaster@yandex.ru Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68

 

Hosted by uCoz