ЗАВОДСКИЕ
СОВЕТЫ МАСТЕРОВ
(Автор Зимин
Александр Алексеевич http://cursmaster.narod.ru/index.html)
ИСТОРИЯ СОВЕТОВ МСТЕРОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О МАСТЕРЕ
ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ МАСТЕРОВ В
СОРЕВНОВАНИИ
ИСТОРИЯ ТРУДА МАСТЕРОВ
История таких общественных
объединений ведется с двадцатых годов прошлого века. По данным журналов
"Предприятие", "Инженер" они сущестовали в виде секций
советов красных директоров, и возобновились в шестидесятые годы по примеру
Ждановского завода тяжелого машиностроения по инициативе директора Героя
Социалистического труда С.Г.Лутай. Заглохнув в кризисные годы экономики России,
они возродились с оживлением хозяйственной жизни в ХХ1
веке.
Такая жизнеспособность советов закономерна Она объясняется историческим опытом объединения
мастеров в цехи по ремеслу, отражает
необходимость учета системой управления
особенностей труда данной категории работников, уникальности этой профессии.
Изучение практики работы советов
мастеров показывает, что их структура, права, обязанности и даже состав
охватываемых ими работников различны. В одних коллективах они объединяют только
мастеров, в других - начальников смен, участков. Различия в деятельности
советов во многом объясняются особенностями отраслей.
На Ждановском заводе тяжелого
машиностроения совет мастеров впервые был создан еще в 1963 году. Опыт его
работы изучили многие предприятия страны. Сначала совет состоял из трех секций:
производственной, дисциплинарной, культурно-массовой. Позже в совете стало
пять секций: производственная, технического просвещения, дисциплинарная,
подбора и расстановки кадров, эконо-мического анализа
деятельности предприятия. Общественному объединению оказывают постоянную помощь
администрация, профсоюзный комитет.
Совет мастеров заботится о
повышении квалификации мастеров, которые через каждые два года проходят
переаттестацию. Широкое развитие получили обмен передовым опытом, рационализаторство
и изобретательство, экскурсии на родственные предприятия. Организуются также
школы мастеров. Мастера-практики, а их на заводе немного, привлекаются к
обучению в вузах и техникумах без отрыва от производства.
На заводе ежеквартально проводится
День мастера, на котором руководители производства отчитываются
о ходе выполнения показателей, анализируют работу передовых и отстающих
смен, обмениваются передовым опытом. По предложениям, высказанным мастерами и
направленным на улучшение управления предприятием и коллективом, принимаются
решения, разрабатываются организационно-технические мероприятия, намечаются
сроки их выполнения и исполнители. На Воронежском заводе кузнечно-прессового
оборудования совет мастеров избирался на
общем собрании руководителей производства сроком на 2 года и работал по
годовому календарному плану. Совет состоял из 3 секций: соревнования мастеров,
планирования и организации производ-ства, организации
труда.
Положением о совете мастеров
предусматривалось, что совет получает от отделов и служб материалы,
необходимые для выполнения своих планов, привлекает специалистов предприятия
при разработке предложений и рекомендаций, участвует в подведении итогов
соревнования за звание "Лучший мастер", готовит материалы для
поощрения и служебного продвижения мастеров, присуждения им почетных званий.
Совет мастеров рассматривает предложения по развитию производственной
активности, повышению квалификации мастеров, улучшению организации их труда;
оперативного и календарного планирования работы смен. На своих заседаниях совет
мастеров анализирует также вопросы работы мастера с трудовым коллективом, повышения качества продукции,
культуры производства, уровня организации труда и управления, улучшения
использования оборудования, рабочего времени, трудовой дисциплины.
На Воронежском заводе тяжелых
механичеких прессов совет мастеров создал четыре секции: экономического
соревнования, планирования и организации производства, организации труда, дисциплины.
Наряду с другими задачами устанавливалось, что он контролирует. производственную деятельность,
участвует в подборе и расстановке кадров, поощрении работников, заботится о
повы-шении их квалификации, образовательного уровня мастеров.
Один из первых советов мастеров
создавался в Чувашии по предложению автора еще в 1972 году на Канашском вагоноремонтном заводе. Долгие
годы его председателем являлся старший мастер энергоремонтного цеха Анатолий
Павлович Клоков. На предприятии с участием совета мастеров проанализирована
работа всех производственных участков, проведен социологический опрос
руководителей производства, изучены отношения между людьми, психологический
климат мастерских смен.
Первыми в республике канашцы ввели
дифференцированную оплату труда мастеров, организована аттестация
мастеров, разработаны организационно-технические мероприятия по улучшению деятельности
производственных участков. Внедрение форменной одежды мастера также впервые в
республике организовано на Канашском ВР3. По опыту Балашихинского объединения
криогенного машиностроения на заводе проводилась работа по созданию комплексных
сменных бригад, возглавляемых мастером-бригадиром.
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ МАСТЕРОВ
Деятельность советов мастеров
регулируется положением о них. На Канаш-ском вагоноремонтном заводе Положение о
совете мастеров состояло из трех частей: общая часть; содержание, методы и
формы деятельности; организационные вопросы. В общей части говорится, что
заводской и цеховые советы являются выборными органами и действуют при
соответствующих комитетах профсоюза. Их цели: повышение образовательного,
профессионального уровня масте-ров, улучшение условий
труда и быта, совершенствование низового звена управления производством, сбор
и систематизация материалов о передовом опыте мастеров, повышение
производственной активности мастеров.
Во второй части положения
подчеркивается, что заводской совет мастеров координирует и направляет
деятельность цеховых советов и оказывает им методическую помощь, проводит
общезаводские мероприятия с участием мастеров, входит в общезаводские
руководящие органы с предложениями по улучшению деятельности, условий труда и
быта мастеров. Совет также изучает опыт работы с мастерами на других
предприятиях и содействует внедрению научных методов управления
производственным участком и трудовым коллективом, разрабатывает мероприятия по
улучшению технического, профессионального обучения мастеров в заводской
многотиражной печати и средствами наглядной агитации.
В положении указывается, что
цеховой совет помогает мастерам, вновь назначенным на эту должность, приобретать
навыки управления производственным участком и трудовым коллективом, участвует
в подготовке выдвижения, перемещения, поощрения и наказания мастеров, в их
аттестации, разрабатывает и внедряет различные мероприятия, способствующие
повышению их авторитета и роли на производстве. Он также способствует обмену
опытом по выполнению производственных функций и общественных поручений,
воспитанию трудового коллектива, систематизирует данные о производственной и
технической сторонах деятельности отдельных мастеров.
Изучение
структуры советов мастеров на многих предприятиях страны показало, что они,
как правило, состоят из производственной, дисциплинарной и культурно-массовой
секций. На наш
взгляд, наиболее целесообразной являетоя создание совета как консультативного
(совещательного) органа при дирекции или общественного объединения при завкоме
профсоюза со следующей структypой: секция по подбору
и расстановке кадров, секция работы мастеров со сменой; секция по улучшению условий
труда; секция соревнования и стимулирования труда.
Секция по подбору и расстановке
кадров занимается формированием резерва кадров, участвует в их подборе,
работает с начинающими мастерами, способствует повышению их квалификации и
образовательного уровня, подготавливает вопросы перемещения, поощрения,
наказания.
Секция работы мастеров со сменой
обеспечивает взаимодействие мастеров с общественными организациями, обобщает
опыт работы мастеров с подчиненными, занимается вопросами нагляд-ной
агитации на участках, рассматривает планы работ со сменой, обобщает опыт
укрепления дисциплины.
Секция улучшения
условий труда координирует разработку и внедрение на предприятии проекта
организации труда мастеров, дает предложения по оптимизации численности смен,
улучшению внутризаводского обеспечения транспортом, контролирует внедрение на предприятии
заводских стандартов разграничения функций цехового управленческого персонала,
заботится об улучшении условий труда мастеров, участвует в разработке организационно-технических
мероприятий по предупреждению потерь рабочего времени на участках, производит
анализ ошибочных решений мастеров.
Задачами секции соревнования и
стимулирования труда являются обобщение опыта и координация работ по
организации соревнования, аттестация мастеров, участие в разработке методов и
форм материального и морального стимулирования их деятельности, подготовка
предложений по улучшению жилищно-бытовых условий мастеров.
Все секции совета мастеров работают
в тесном контакте и во взаимодействии друг с другом. Создание культурно-массовой
секции, на наш взгляд, нецелесообразно. Работу, которую обычно выполняют эти
секции, могут проводить одноименные комиссии профкомов.
Приведенная структура совета
мастеров четко определяет поле деятельности различных секций, зоны их
взаимодействия с систе- мой управления. Например,
секция подбора и расстановки кадров взаимодействует с кадровой службой
предприятия по широкому кругу вопросов. Секция работы мастера со сменой
поддерживает постоянную связь с профсоюзной организацией, с руководителями
цехов и отделов, контролирует выполнение принятых совместно решений. Секция
улучшения условий труда взаимодействует с техническими службами, с отделом
техники безопасности и охраны труда, с соответствующими коллегиальными
органами управле-ния, комиссиями профкомов. Секция
стимулирования труда рабо-тает совместно с
экономическими службами предприятия.
Совет мастеров является
заинтересованным их представителем, координатором всей работы на предприятии
по улучшению их деятельности. На Канашском ВР3 для успешного осуществления сво-их функций совету мастеров положением предоставлялось
право:
требовать от функциональных
подразделений и должностных лиц выполнения условий проектов
организации труда мастеров, соблюдения заводского стандарта
разграничения функций мастера, выполнения принятых ранее решений;
входить в функциональные
подразделения, к руководителям предприятий и в общественные организации с
предложениями по улучшению деятельности мастеров, по улучшению жилищно-бытовых
условий мастеров;
готовить вопросы, касающиеся
подбора, расстановки, перемеще-ния, назначения,
поощрения, наказания мастеров;
заслушивать отдельных работников и
руководителей предприятий по вопросам
выполнения ими планов улучшения деятельности мастеров;
проводить общезаводские
мероприятия, касающиеся мастеров и направленные на улучшение их деятельности.
Обязанности советов мастеров вытекают
из основных направлений и содержания их деятельности. В практике советов
мастеров можно выделить следующие формы работы:
собеседование о
мастерами, впервые приступающими к выполнению обязанностей;
заслушивание отчетов отдельных
мастеров о выполнении производственных заданий, организации труда, воспитании
коллектива;
обсуждение отдельных конфликтных
ситуаций и проблем деятельности мастеров, совместное обсуждение некоторых
вопросов с функциональными подразделениями, службами, общественными
организациями;
взаимные проверки работы мастеров
для оказания помощи отстающим, для обмена опытом;
выпуск бюллетеня мастера в случаях,
когда решения совета мас-теров нуждаются в широком
освещении;
организация Дня мастера, проведение
слета мастеров в дни профессиональных праздников;
совместные выездные заседания
совета мастеров в других цехах и на других предприятиях;
оформление стенда мастера,
знакомящего командиров производства с новинками технической информации и
литературы, с деятельностью мастеров;
заслушивание рефератов и докладов,
обобщающих техническую информацию и литературу по вопросам управления с оценкой
возможностей применения достижений науки и техники на предприятии, в
объединении.
Мероприятия, разрабатываемые и
внедряемые советами мастеров, нередко носят длительный характер. Поэтому выбор
их состава на один год, на наш взгляд, нецелесообразен. Они избираются
ются на два года из состава
мастеров на общем собрании открытым голосованием, большинством голосов.
Заводской совет создается из председателей цеховых советов.
Деятельность общественного
объединения основана на инициативе мастеров в широком привлечении их к работе.
Заводской и цеховые советы работают по единому плану.Критериями
оценки деятельности совета мастеров наряду с ко- личеством, качеством
мероприятий, массовостью являются производственные показатели участков и
цехов, количество нарушений производственной, технологической и трудовой
дисциплины, рост профессионального и общеобразовательного уровня мастеров и
рабочих, их производственной активности.
Как показывает практика,
целесообразно, чтобы на заседаниях заводского совета мастеров присутствовал
директор. При обсуждении вопросов, входящих в компетенцию функциональных служб,
присутствие на заседаниях совета мастеров главных специалистов считается
обязательным.
ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ МАСТЕРОВ В
СОРЕВНОВАНИИ
Участие мастеров в соревновании
напрямую связано с с оценкой (38), оплатой
(39), стимулированием их труда (40).
Нередко лучшим считается мастер, у
кого выше показатели участка. Руководитель, однако не
«растворяется» в коллективе. У него свои
показатели руководства персоналом: повышение обра-зовательного уровня и
квалификации кадров, сокращение их текучести и правовых конфликтов,
рациональное использование навыков и способностей работников, улучшение
психологического климата в коллективе, организации соревнования на вверенном. участке (95-99).
Вместе с тем соревнование за
десятилетия развития накопило множество видов (40). Например, на
Костромском льнокомбинате, руководители смены принимали личные творческие
планы, в которых устанавливается степень личного участия мастеров в повышении эффективности производства, квалификации
рабочих, в бездефектном изготовлении продукции, разработке рационализаторских
предложений.
Выполнение личных творческих планов
контролирует отдел организации труда и комиссия технического совета.
Начальники, которым подчиняются мастера, каждое полугодие докладывают на
техсовете о выполнении руководителями смен указанных планов.
На Московском заводе «Компрессор»
мастера Подпорин, Устинов, Быков стали инициаторами сквозного соревнования.
Оно отличается тем, что все мастера, занятые на одной технологической цепочке
по выпуску определенного вида продукции, принимают общее обязательство, хотя и
находятся в разных цехах и производствах. Эта форма соревнования значительно
укрепляет принцип взаимопомощи.
Отсутствие или снижение текучести
кадров - совокупный показатель, реально отражающий психологический климат в
смене, работу мастера с коллективом, отношение рабочих к труду. Этот вид
соревнования может иметь и систему стимулирования. Так, на Чебоксарском
хлопчатобумажном комбинате, например, мастера премировались не за отсутствие,
а в зависимости от уровня текучести и
численности рабочих, подчиненных одному мастеру. В соревновании мастеров
получают развитие принципы гласности, сравнимости, возможности практического
повторения лучшего опыта, взаимопомощи, подкрепления материальными и мораль-ными стимулами. Дальнейшее совершенствование личного
участия мастера в соревновании
возможно в следующих
направлениях:
- обязательства смены дополняются
личным планом мастера, в котором указываются планируемые на данный период его
показатели по работе с коллективом, повышению образовательного уровня,
квалификации, активности в техническом творчестве;
- мастер принимает личные обязательства,
которые определяют меру его личного вклада в повышение эффективности
производства, в развитие коллектива.
На предприятии мастерами работают
люди разного возраста, стажа в должности. Особые трудности возникают у
молодежи, всоставе которой чаще всего
преобладают вновь назначенные мас-тера. Им трудно «на
равных» состязаться с опытными руководителями. Развитие соревнования за звание
«Лучший молодой мастер» способствовало бы самоутверждению начинающего команди-ра производства, как личности, его закреплению в
должности.
Мастер является организатором
производства, лидером и воспитателем коллектива. Не все эти социальные роли в
равной мере удаются каждому мастеру. Учитывая многообразие деятельности
руководителей смен, видимо, возможно, в особенности, на крупных предприятиях, учреждение званий
«Лучший организатор про-изводства», "Лучший
воспитатель коллектива», «Лучший органи-затор соревнования».
В соревновании за звание «Лучший
воспитатель коллектива» применимы такие показатели, как снижение текучести,
нарушений трудовой, производственной дисциплины и общественного порядка,
уровень рационализаторства, охват рабочих смены учебой, повышение их
квалификации, развитие шефства и
наставничества. Например, звание “Лучший мастер-воспитатель» один раз в
квартал присваивалось руководителю
каждого основного цеха на Мелитопольском заводе холодильного машиностроения.
Основанием для выбора критериев борьбы за звание “Лучший организатор производства» могут служить плановые показатели. "Лучший организатор соревнования" определяется на основе показателей, разрабатываемых на предприятии и в отрасли. Звание «Лучший мастер завода (цеха)» в этом случае присваивается тем, кто успешно справляется со всеми видами представительства в коллективе и является лучшим во всех отношениях. Диффрен-циация соревнования мастеров во многом способствует улучшению обмена опытом.
Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. -М.: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.; Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. -М.: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предмю, имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.
Справки cursmaster@yandex.ru Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68