ПРИМЕР ОБУЧЕНИЯ МАСТЕРОВ
(приводится
пример обучения 12 групп мастеров Чебоксарского
агрегатного завода)
Из цеха в аудиторию
На Чебоксарском агрегатном заводе две группы низовых руководителей, по 29 человек каждая, на неделю покинули рабочие места и как на службу приходили в аудиторию отдела обучения. Два дня для них проводилась установочная сессия, в ходе которой им рассказывали об особенностях труда мастера, знакомили с процессом принятия управленческих решений
После этого слушатели возвратились в свои цеха и в течение рабочей недели каждый день заполняли лист фотографии рабочего дня: отмечали события, которые происходили на участке, свои решения и действия по их реализации. Таким образом, они обу-чались анализировать свою деятельность, воочию видели, на что тратят свое рабочее время.
Затем три дня шли лекции и практические занятия. Мастерам рассказывали о производственном менеджменте, маркетинге, деловой документации, управлении качеством продукции, эконо-мике предприятия. Значительное время уделялось социально-психологическим основам руководства, слушатели проходили психологическое тестирование, с удивлением узнавали о своих кач-ествах человека и руководителя.
Занятия были напряженными для слушателей, они выполняли домашние задания, самостоятельно изучали выданные всем учебные пособия: «Кадры низового звена», «Управление производ-ственным yчaстком», «Управление рабочим персоналом», «Организация труда мастера», «Комплексный анализ труда мастера», готовили выпускные работы, в которых показывали усвоение знаний, предлагали рекомендации по решению узких мест» на своем участке.
Итоговые оценки руководителей участков складывались из баллов за участие в учебном процессе, качество фотографии рабочего дня, выпускной работы. Аттестацию слушатели проходили в виде собеседования. Представители отделов, служб и слушатели совместно принимали решения по проблемам участков. Особенно активно в работе экзаменационной комиссии участвовали началь-ник ПДО В.И.Иванов, и его заместитель Д.П.Никитин.
Обучение проводилось по договору с Высшей школой масте-ров Центра гуманитарного образования «Наследник». Лекции чи-тали кандидаты экономических наук доценты О.М.Щербина, В.И.Савинова, Л.В.Резюкова, М.В.Строганов, В.В.Владимиров, психолог Л.В.Селиванова. Занятия по труду мастера, руководство практикой, выпускными работами вел автор этих строк по мате-риалам своих работ по управлению производственным участком, труду мастера. опубликованных в Чебоксарах, Москве, за рубежом.
Разбор практики
Отличие Высшей школы мастеров в том, что содержание обу-чения основано на изучении труда мастеров. Производственный менеджмент, социально-психологические основы руководства пол-ностью излагаются по результатам конкретных исследований дея-тельности низовых руководителей историческим, экономическим, социально-психологическим методами на ряде предприятий республики и России, материалам обмена опытом в ходе обучения «директоров участков» машиностроительных предприятий и легкой индустрии многих областей России.
Это позволило конкретизировать обучение, подсказать формы, приемы выполнения должностных функций мастерами, решения конкретных ситуаций. Не напрасно в конце занятий мастер механи-ческого цеха 17 Ольга Доброхотова заявила:
- Я 13 лет работаю мастером, но только сейчас узнала, что такое мастер!
Обладание данными разных отраслей и регионов позволяет сравнить деятельность мастеров конкретного предприятия с работой множества других руководителей,откликаться на конкретные заводские ситуации.
Так, на участке одного из слушателей зарегистрировали несчастный случай: работница повредила кисть руки. И на занятиях тотчас стали рассматривать методы предупреждения таких происшествий. Они практически не описаны в литературе. И ни в одном вузе этому не учат. А происходят несчастные случаи, большей частью от невнимания к человеку.
Замечают ли мастера болезненное состояние рабочего, его возросшую раздражительность от семейных и производственных ссор, усталость, озабоченность личными делами, стремление выделиться, любовь к риску, упрямство, безоглядное желание зарабатывать, множество других психологических факторов, которые вызывают склонность рабочего к несчастным случаям.
Недостаточное внимание к работе с персоналом - общая слабость почти всех мастеров предприятия. Они технически грамотны, долго работают на предприятии и в должности, но на участках нередки случаи брака, неисправность оборудования, невыполнение норм выpaботки и заданий, но редко кто подводит вместе с рабочими итоги рабочего дня, разбирает случаи нарушений технологии, форсированных режимов обработки, а в итоге отрицательные события повторяются изо дня в день!А для работы с людьми не остается времени.
Однако всегда ли руководители
сами виноваты в упущениях по работе? В ходе руководства практикой автору этих
строк пришлось обойти многие цеха. Обнаружилось, что на агрегатном заводе,
как ни на одном другом предприятии, мастера оторваны от своего участка. Их
рабочие места находятся то в глухих будках, то на другом этаже или даже в
другом корпусе. Мастер не видит производственный процесс, как же он может предупредить
простой, нарушения, несчастные случаи! Если не произойдет изменений в
планировке рабочих мест мастеров, то трудно ожидать перелома в работе
производственных участков.
Рассказывает ФРД
Как уже говорилось, мастера в течение недели заполняли листки самофотографии рабочего дня (ФРД), учились замечать и регистрировать события на участках, решения u действия. Кроме учебной, экономическое наблюдение имело более далекую цель: развить в руководителях аналитические способности. Была и научная цель: увидеть управленческие условия деятельности мастеров.
Как уже говорилось, содержание обучения основано на изучении труда мастеров. Фотография рабочего дня - известный метод трудового анализа. Но все существующие методики фиксируют только внешние явления, - физические движения и их длитель-ность. Автором разработан другой способ, который позволил получить данные о процессе принятия управленческих решений. Для этого методика давала возможность регистрировать события, происходящие на участке; решения, принимаемые по ним мас-терами; а также действия низовых руководителей по реализации своих решений.
Как говорится, никто не ремонтирует автомашину, рассматривая ее лакированные поверхности, а ставят на яму и заглядывают снизу. Так поступает Высшая школа мастеров и с системой управления предприятием: проводит фотографии рабочего дня мастеров. Сюда, на производственные участки, «скатываются» все недостатки, нерешенные задачи, отказы от выполнения обязанностей функциональными отделами и службами руководителей цехов. Становится видно, что мешает работе мастеров производственных участков.
В первую очередь, например, непонятно: зачем вызывают мастеров начальники цехов и их заместители? По следам пребывания «наверху» на участках не принимается никаких решений и действий. Только в ремонтно-механическом цехе мастера, вернувшись от начальника, распределяют между рабочими полученные задания. В других подразделениях, видимо, занимаются только, «выволочкой» руководителей участков. Налицо - необходимость проведения с начальниками цехов деловых игр по проведению деловых совещаний.
Кроме того, мастерам и начальникам цехов задается лишняя работа из-за отсутствия связи. Так, на одном из участков цеха точного стального литья нет телефона, и мастер целыми днями пропадает у руководства. Участок остается без надзора, и на нем, как ни на каком другом, много случаев брака.
В
сталелитейном цехе большинство потерь связано с неисправностью механизмов.
Отговорка одна: оборудование старое. Но на заводе есть и другие «старые» цехи,
а в них поломок меньше. Если сравнить работу службы механика в разных цехах,
то наверняка обнаружится, что в сталелитейном цехе она мало инструктирует
рабочих по рекомендуемым режимам работы оборудования, не контролирует их
соблюдение, не готовит заранее часто ломающиеся узлы.
Хорошо бы для сталелитейного цеха разработать систему материального стимулирования службы механика за сокращение простоев оборудования. Тогда она лучше освоит свои функции по внедрению новых видов ремонта и надзора за работой установок и механизмов.
Из фотографий рабочего дня видно, что многие мастера до 60 процентов времени занимаются работой приемщика, контролера, сторожа поступающих и изготовленных деталей. В итоге - участки остаются без управления, возрастают брак, простои, Заводу на не-сколько порядков дешевле иметь специальных работников для учета и хранения, чем фактически лишаться мастеров.
Таковы только предварительные итоги рассмотрения листов самофотографий. Обычно, Высшая школа мастеров проводит ФРД по всему предприятию. По ее результатам заново открывается обьективная картина деятельности отделов и служб.
Ведь мнение о них нередко
формируется их руководителями: умением показать достижения, переадресованием
вины за свои упущения на других, сокрытием негативной информации, отказом от
трудных задач, работой по правилам. Например, на Муромском заводе им.
Орджоникидзе ВШМ обнаружилось, что цехи страдают от необеспеченности технической
документацией, Этого на предприятии, тем более оборонном, никто не ожидал и на предприятии срочно взялись за внедрение
рекомендаций Школы.
На свежий взгляд
В целом, на заводе профессиональный состав мастеров. Однако среди них немного молодежи и совсем мало женщин. Будут на заводе молодые мастера, будет из кого черпать кадры начальников цехов, будущих руководителей отделов и служб предприятия. Учившиеся на курсах А.А.Курмышев (модельный цех), А.Г.Чернакин (цех точного стального литья) вполне владеют ситуацией,на участ-ке, хотя недавно работают в должности. А женщины мастера отличаются исполнительностью, педантичностью, умением ладить с людьми.
Начавшееся в первые годы ХХ1 века обучение мастеров - признак здоровья предприятия, того, что оно имеет уверенность в будущем, перспективы развития. Отсюда недалеко до восста-новления советов мастеров, фонда мастеров, традиционных форм работы с низовыми руководителями производства. Ведь собеседование представителей отделов и служб с руководителями участ-ков при выпускной аттестации слушателей - не что иное, как один из видов проведения Дня мастеров на предприятии, когда они из первых рук могут узнать нужды и проблемы производства, «прощупать» звено за звеном производственный процесс.
Вся система управления на производстве для того и существует, чтобы успешно работали производственные участки. Поэтому при обучении любых категорий руководителей, специалистов хотя бы одно из занятий должно посвящаться системе работы с кадрами мастеров, организации их труда и оплаты.
Любое предприятие, имеющее
историю, привыкает как к своим традициям и достижениям, так и к недостаткам.
Вот почему нужен посторонний исследовательский взгляд. Надеемся, что вместе
с предприятием будет продолжена разработка рекомендаций по совершенствованию
системы управления на основе данных фотографии рабочего дня мастеров, тем
более, что заводу пред-ставлены
данные ФРД в разрезе событий, цехов, видов и причин потерь.
Во всем виноват
мастер?
На участок скатываются все задачи, нерешенные службами и отделами. Должен ли сам мастер готовить чертежи, технологические карты, расценивать работы? Но в ремонтные цехи, в лучшем случае, по-прежнему приходят только эскизы. К тому же не из отдела главного механика, а из цехов, где обнаружилась неисправность.
Но в ОГМ наверняка есть конструктор, а в ремонтном цехе – экономист. Например, на Чебоксарском заводе имени В.И.Чапаева в ремонтные цехи заказ приходит с чертежом, расчетом оплаты труда. В противном случае рабочий не знает, сколько получит за рабту, не уверен,что ему придется переделывать изготовленное. Оттого затягивается выполнение заказов, а значит, и простой неисправного оборудования.
Традиционная проблема управления участком – разграничение функций мастера и других работников, выполняющих с ним общие функции: качество продукции, выполнение программы, организа-ция труда. На Камском автозаводе, например, выделены эти общие функции, занятые ею работники, составлена таблица операций, выполняемых каждым из них. На агрегатном заводе полное выполнение обязанностей другими работниками пока полностью зависит от настойчивости мастера. Но ведь не всякий скажет технологу:
- Внесите изменения, иначе за брак взыщем с тебя.
Тем более, едва ли кто осмелится заметить неполное выполнение обязанностей начальником цеха. Тут уж мастер молча принимает чужую вину на себя. Немало других проблем, требующих участия системы управления предприятием в улучшении работы участков
Одна из учебных групп мастеров насчитывала 25 человек. Они почти все отметили, что в сменах единицы молодых рабочих. Только у Марины Ефимовой с малярного участка МЦ-15 - одна моло-дежь (другая крайность!). При такой структуре кадров трудно обеспечить единство традиций и новаций, преемственность опыта и знаний. Что ожидает завод в будущем, если на многих участках до половины рабочих: разменяли шестой десяток лет?
-Отrкуда возьмутся молодые рабочие, если на заводе нет приема?
Трудный вопрос, но он требуег ответа от служб предприятия. Многого ждут участки
от других управленцев. Например, во многих цехах оборудование изношено на 80
и более процентов, а нормы затрат на ремонт такие, как будто они только что
сошли с конвейера. Отсюда - необеспеченность ремонтных служб
материалами, деталями, кадрами, фондом зарплаты. Более 40 процентов
потерь рабочего времени происходит по причине неисправности оборудования. И
виноваты в этом не только службы главного механика и энергетика, но, как видим,
экономические службы, действие или бездействие которых срывает эксплуатацию
техники.
Водкоторговля на предприятии
Беспокоит мастеров состояние трудовой дисциплины. По их мнению, на заводе нянчатся с нарушителями. Заметит руководитель смены опоздание, прогул, напишет докладную, а наверху упрекают их, что они мало занимаются воспитанием.
Едва ли начальники цехов, например, куэнечно-штамповочного цеха, хотят покрывать нарушителей. Наверное, мало кому нравится ввязываться в судебные тяжбы, в результате которых чаще всего приходится восстанавливать на работе уволенных по инициативе администрации, а предприятию, руководителям - оплачивать судебные издержки, заработную плату за время вынужденного прогула
Все зависит от правильного оформления документов: не объявляются взыскания за предшествующие нарушения. Дoклaдные, приказы, объяснительные записки пишутся с опозданием, не до конца выявляются обстоятельства, на которые позже начинает ссылаться нарушитель. Иные руководители цехов не хотят регистрировать нарушения, чтобы не ухудшать картину своей деятельности. Наверное, при подведении итогов надо менять критерии оценки состояния трудовой дисциплины, исключать из него количество нарушений. По сути дела, динамика экономических показателей сама по себе характеризует соблюдение внутреннего распорядка.
Порядок на производстве - «больная» тема для мастеров. На семинаре «Отношения мастера с рабочими» разгорелась острая дискуссия о трудовой дисциплине на предприятии. Например, во втором механосборочном производстве начинают привыкать к преждевременным уходам с работы во вторую смену, а то и с пьянством на рабочем месте, а в модельном цехе - такие факты воспринимаются как чрезвычайное происшествие.
Мастера
с тревогой говорили о беспрепятственном провозе на предприятие водки целыми
машинами: - Как и кто пропускает их на завод?
- Пьяницы уже знают места, где в любое время можно купить водку, например, на инструментальном заводе...
- Какая может быть дисциплина,
техника безопасности, если рабочий пьянl Как бы заводу, устоявшему против волн кризиса, беспредела
в экономике, не утонуть в провозиимых на завод
бутылках водки.
Предлагают мастера
Как видно из выпускных работ, большинство участков беспокоят перебои с деталями, комплектующими, запчастями. Для ЧАЗ по примеру Чебоксарского завода электроники и механики актуальна разработка электронной системы оперативного управления производством, где компьютеризированы рабочие места мастеров, график производства строится на расчете загрузки каждой единицы оборудования. С ее внедрением на ЗЭиМе простои по причине от-сутствия заготовок и деталей прекратились.
На Чебоксарском заводе «Элара» долгие годы действует система обслуживания рабочих мест, и рабочий начинает выполнять операции со звонком на начало смены, не теряет время на получе-ние чертежей, технологических карт, инструмента и заготовок. Сек-рет заключатся в опережающем оперативно-календарном планировании производства.
Судя по выпускным работам, специфическими проблемами агрегатного завода являются разбросанность участков отдельных цехов, отсутствие компьютерной сети складов, прямой доставки со склада на участок-изготовитель, попутной загрузки, централизованного завоза, оптимизации маршрутов и загрузки внутри-заводского транспорта. Решение этих проблем, наверняка, обеспечит повышение ритмичности производства, ослабит дефицит электрокар, автомашин.
Большинство простоев на участках вызвано поломкой оборудования, Для завода актуальна оптимизация станочного парка, кoторая предусматривает аттестацию оборудования,: расчет произ-водственной мощности (в деталях), определение фактической загрузки, продажу, списание, консервацию, модернизацию, разбор на запчасти изношенных станков. Для предупреждения поломок К.Денисов (МЦ-5) предлагает установить на станках таблицы рекомендуемых режимов работы оборудования с указанием шифра детали, числа оборотов шпинделя, других параметров.
При изношенности 70 % оборудования график планово-предупредительного ремонта приравнивается к графику производства, заводским стандартом определяется ответственность начальников цехов, мастеров производства и ОГМ за сдачу и приемку оборудования, качество составления дефектной ведомости, испытание при приемке, за наладку, выпуск первой партии, за контроль соблюдения рабочими рекомендуемых режимов, правил техухода и смазки. Почаще надо бывать на участках конструкторам и технологам.
При значительном увеличении объемов производства, номенклатуры, численности работников служба управления персоналом становится ведущей, так как низкая квалификация работников сводит на нет миллионные затраты на подготовку производства.
Во многих предложениях мастеров отмечается низкая квалификация наладчиков, ремонтников, инструментальщиков, закладывающих основы производительного труда всех рабочих. При массо-вом обучении от дидактических методов переходят к передаче мастерства из рук в руки.
Поучителен в этом плане опыт текстильной промышленности, где, по сравнению с машиностроением, традиционно высока производительность труда. Здесь мастера ежедневно ведут учет выполнения норм выработки. Так выявляется передовой рабочий, который освобождается на время от своей основной работы и занят только передачей своих навыков другим рабочим. Такой подход, в первую очередь, применим на заводе по отношению к наладчикам и ремонтникам.
В успешной работе производственных участков велика роль экономических служб. На них возлагается экономическая подготовка производства, определение приоритетов, обнаружение актуальности проблем, отдельных периодов, создание систем материального стимулирования, регулирующих социальные и трудовые установки рабочего по мнению мастеров, требуют пересмотра нормы труда по изготовлению старых деталей, на которые рас-ценки занижались в годы увлечения процентоманией.
На предприятии оборудования изношено и требует гораздо боль-ших затрат, что и следует отразить в нормативном хозяйстве. Особенно обидно, когда простои вознкают не по причине отсут-ствия материальных ресурсов, а из-за запаздывания документации. В начале месяца лимитные карты доходят до участков ко 2-3 числу, и работы останавливаются, потому что невозможно получить материалы для их выполнения. Так же с запозданием поступает техническая документация в инструментальном, ремонтном производстве, при освоении новых изделий.
Оказалось, такая непроизводственная структура, как бухгалтерия, и та влияет на ритмичность производства. Только числа 15-го завод проплачивает поставку металла на месячную программу, и в цехах начинается штурмовщина.
На сегодняшний день напрашивается организация стимулирования производственников в улучшении использования оборудования, экономии сырья, материалов, запчастей, а также хозяйственное обособление участков, установка на них счетчиков различных видов энергии, введение повременнои оплаты на основе норм труда, обеспечивающих щадящие режимы работы оборудования.
В выпускных работах немало предложений мастеров по улучше-нию качества продукции, планирования производства, условий труда, использования производственных площадей, сохранности материальных ценностей, модернизации оборудования, автомати-зации, механизации ручных работ, развитии ремонтной базы.
Маловато предложений социальной направленности. Среди них можно отметить предложение М. Кошелева (ЧЗСИиТО) о создании в столовых завода уголка домашних обедов. Сейчас половина работников питается, как говорят шахтеры, «тормозками» в антисанитарных условиях: на рабочем месте, в кладовых, бытовках.
Взгляд снизу, с производственных участков, на систему управления позволяет обнаружить множество деталей в организации труда, производства и управления.
Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. -М.: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.; Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. -М.: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предм., имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.
Справки cursmaster@yandex.ru