ДОПОЛНЕНИЯ К ПРОГРАММАМ

По каждому курсу приводим номера тем и категории охвата обучением управленческого персонала, сокращения и дополнения по программам. В курсах скобками выделены  примерные номера рекомендуемых  номеров разработок (см. страницу сайта Разработки)

Поиск дополнительной информации для выполнения проектов, проведения занятий производится по файлу Выбор НТД на странице Разработки.  Даны  общепринятые аббревиатуры отделов и служб.

Элементы новизны главы приводятся в файле Труды страницы сайта Об авторе. Далее приводятся дополнения по номерам и названиям  блоков.

 

1. Значение труда мастера. Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-3 - преподаватели курсов, 4 - руководители предприятия, начальники цехов и отделов, работники ОТЗ, АСУП, ИВЦ, НОТ, кадровики, обучения.

2. Участники управления участками. Категории управленческого персонала: 1 - начальники участков и цехов; 2, 3  - начальники отделов и служб; 4 - бригадиры, работники БТК цехов, вспо-могательные рабочие, работники участков.

3.  Организационные методы управления. По проблеме Контроль - основная функция, форма и метод  организационного воздействия мастера имеются также темы: Методы  выполнения мастером функций контроля. Применение технических средств регистрации и учета, измерительных приборов и инструмента при выполнении функций контроля. Фиксация результатов контроля. Взаимодействие мастера со службами учета и контроля (010).

Категории персонала: 1 - начальники цехов, работники ОТЗ, службы управления персоналом; 2 - работники АСУП, лабораторий управления и НОТ; 3- экономической службы, ОТЗ, лабораторий  управления и НОТ, ОТБ; 4 - начальники цехов и участков.

4. Распорядительные методы управления. Приводим окончание тем проблем: 2) Указание - основной метод   распорядительного воздействия  мастера, а также темы проблем: 3. Участие мастера в подготовке организационных и распорядительных воздействий системы управления; 3)Участие мастера в подготовке организационных и распорядительных воздействий системы уп-равления; 4)Реализация на участке организационных и распорядительных воздействий системы управления.

2. Указание - основной метод   распорядительного воздействия  мастера. (Окончание). Учет уровня организации труда при применении метода указания. Методы доведения указаний до рабочих. Контроль выполнения указаний.                

 Участие мастера в совершенствовании системы управления производством и организации труда. Роль мастера в улучшении технологической и конструкторской документации, стандартов и нормативных актов. (126-130)

 3. Участие мастера в подготовке организационных и распорядительных воздействий системы управления. Значение мастера в подготовке приказов, распоряжений вышестоящих руководителей. Применение мастером методов представления, предложения, согласования. Возможности мастера по найму и увольнению рабочих, их поощрения и наказания. Место мастера в оперативном управлении производством на предприятии. (132-134)

4. Реализация на участке организационных и распорядительных воздействий системы управления. Функции мастеров по доведению до рабочих технических, экономических, организационных решений системы управления. Информационные связи мастера с функциональными отделами и службами предприятия, подразделения, с цеховыми руководителями. Применение метода информирования на участке. Виды информации на участке. (134)

Описание, объяснение, толкование (интерпретация), акцентирование мастером информации при ее доведении до рабочих. Метод консультирования в деятельности мастера. Координация мастером деятельности функциональных отделов и служб, работников других предприятий на участке. (134)

При проведении занятий по дисциплине Управление производственным участком используются образцы первичных документов учета и отчетности, образцы нормативных и технических доку-ментов предприятий, отрасли, для которой готовятся кадры мастеров. 

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - начальники участков, цехов.

5. Решения мастеров.  Приводим окончание тем проблемы 4. Анализ ошибочных решений и действий мастера: Зависимые и независимые от мастера причины ошибочных решений. Ошибки решений мастеров по наиболее частым видам случайных воздействий: отсутствие деталей и комплектующих изделий, отсутствие транспорта и механизмов, нарушение технологии, неисправность оборудования, необеспеченность документацией, отсутствие рабочей силы. (139-148)

 Разнесение проблем по категориям управленческого персонала:1 - начальники цехов; 2 - службы АСУП, НОТ; 3-4 - участники управления участками по перечню. (18)

6. Методы психологии труда. Приводятся темы проблем 3)Методы анализа трудовых процессов, 4)Метод деловой беседы.

3. Методы анализа трудовых процессов. Понятие метода анализа ошибочных действий и решений. Зависимые и независимые от рабочего факторы ошибочных решений и действий. Применение специальных методик, технических средств, контрольно-измерительных приборов и инструментов для анализа ошибочных действий и решений. Значение метода анализа ошибочных действий и решений для повышения профмастерства рабочих. (109)

Понятие анализа несчастных случаев на производстве. Факторы случайного и необходимого в анализе несчастных случаев. Организационные и технические факторы вероятности несчастных случаев на производстве. Психологические факторы несчастных случаев на производстве. Категории риска несчастных случаев в составе рабочего персонала, особенности работы с ними.    Понятия моделирования, аппаратурно-технических методов, групповой оценки личности, эксперимента. Сферы применения данных методов на участке. Значение данных методов для внедрения новшеств на участке. Особенности социального эксперимента. Необратимость результатов социального эксперимента. Понятие трудового метода. Значение трудового метода. 4.      

    4. Метод деловой беседы. Понятие метода деловой беседы. Деловая беседа как всеобщая фор-                  ма реализации методов управления на участке. Доступность и сложность метода деловой беседы. Эле-менты деловой беседы. Стадии деловой беседы. Виды беседы: переговоры, указание, интервью, опрос, изложение, сообщение, обмен мнениями, обсуждение, консультация, дискуссия, полемика.

Массовая, групповая, индивидуальная формы беседы. Поведение мастера при различных формах  деловой  беседы.  Эмоциональное  и рациональное в деловой беседе. Значение подготовительного этапа деловой беседы. Приемы деловой беседы в конфликтных ситуациях.(207-214)

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-2 - начальники цехов и участков; 3 - работники ОГТ, ОТЗ; 4 - начальники цехов и участков.

7. Кадры мастеров.  Разнесение проблем по категориям управленческого персонала:1-4 - служба управления персоналом, начальники цехов и отделов, советы мастеров.

8. Обучение мастеров.  Разнесение проблем по категориям управленческого персонала:1-4 - службы управления персоналом, отделы обучения, работники учебной части вузов и ссузов.

9. Советы мастеров.  Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - руководители предприятий, начальники цехов и отделов, служба управления персоналом, областные, заводские и цеховые комитеты профсоюза.

10.  НОТ  мастера. Приводим дополнения по проблемам.

1. Оплата и стимулирование труда мастеров. Стимулирование труда мастеров по отдельным показателям: повышение образовательного уровня, улучшение работы с  персоналом, использова-ния оборудования.

3. Распорядок рабочего дня мастера. Место и порядок выполнения мастером наблюдения за ходом производственного участка, работ по ведению учетной документации, работы с рабочим персоналом, с функциональными отделами и службами, с технической документацией, подготовки предложений по улучшению деятельности участка.

4. Проектирование  НОТ мастера. Показателями производственного процесса, особенностей участка, усталости являются : сложность элементов производственного процесса, учет среднего разряда работ и коэфициента специализации участка, объема обрабатываемой мастером информации, формы организации труда, психофизиологического состояния мастера.

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1- ОТЗ, экономическая служба; 2 - отделы техники безопасности, экономическая службы, конструкторы нестандартного оборудо-вания, работники АТС завода, лабораторий НОТ; 3 - лаборатория  НОТ, ОТЗ; 4 - лаборатория  НОТ и управления, АСУП, служба управления персоналом.

304. Информационное обеспечение мастеров.  Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1- отдел стандартизации, отдел кадров; 2 - ОТЗ, экономическая служба, от-дел техники безопасности; 3 - отделы главного технолога, конструктора, главного механика, техники безопасности; 4 - лаборатория  НОТ, начальники цехов и отделов.

305. Экономические методы управления.  Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 -  экономическая служба,  ОТЗ.

306. Организация производства на участке.  Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - ПДО.

307. Мастер в управлении качеством.  Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - ОТК, служба управления качеством.  

308. Организация труда рабочих. Приводим окончание тем проблемы 2)Нормирование труда рабочих, а также темы проблем 3)Оплата труда рабочих, 4)Эффективность мероприятий  по организации труда.

2. Нормирование труда рабочих (окончание). Использование тех- документации при нормировании труда рабочих. Понятие микроэлементных норм труда. Классификация микроэлементов. Приме-нение микроэлементных нормативов при нормировании операций. Установление нормы выработки. Организация установления норм труда. Участие мастера в установлении, внедрении, пересмотре норм труда. Стимулирование мастера за внедрение технически обоснованных норм труда. (116, 118) 3.

Оплата труда  рабочих. Основные принципы и составные части организации оплаты труда рабочих. Элементы организации заработной платы рабочих. Тарифное нормирование заработной платы: тарифные ставки, тарифные сетки, оклады. Формы и систе-мы оплаты труда рабочих: повременная, повременно-премиальная, сдельная, прямая сдельная, косвенная сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, коллективная сдельная, аккордная.

Виды дополнительных выплат (доплат), предусмотренные законодательством. Роль мастера в совершенствовании оплаты труда рабочих. Понятие фонда мастера. Формирование и использование фонда мастера. (110-115)

4. Эффективность  мероприятий  по организации труда на  участке. Факторы эффективности внедрения новшеств: новой техники, технологии, рационализаторских предложений по орга-низации труда. Понятие экономической эффективности. Разделы расчета экономической эффективности. Описание мероприятия. Определение величин, обоснование показателей расчета. Базовый и расчетный периоды, используемые в расчете. Поэлементный расчет  снижения себестоимости продукции при внедрении нов-шеств.

Результаты расчета. Понятие расчетного коэффициента эффективности. Показатели эффективности: годовая экономия, экономический эффект, коэффициент эффективности, срок окупаемости. Сравнение результатов расчета с нормативными и вывод об эффективности. (94, 141)

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 -  ОТЗ, лаборатория  НОТ и управления, экономическая служба.

309. Экономическое соревнование на участке. Приводим окончание тем проблемы 3)Выбор показателей соревнования, а также темы проблемы, 4)Личное  участие мастеров  в экономическом соревновании.

3. Выбор показателей соревнования.(окончание). Возможность расчета и учета показателей, расчет экономической эффективности. Разработка методик расчета, показателей, их учета, подведения итогов соревнования. (См. ссылки в справочнике п. 1, 14).

4. Личное участие мастеров в экономическом соревновании. Деятельность мастера по организации экономического соревнования  рабочих на участке. Показатели деятельности мастера в качестве организатора труда и производства, руководителя участка, рабочего персонала. (84- 86, 91, 95, 108, 116, 118, 152)

Порядок расчета и учета показателей деятельности мастера. Участие в соревновании за звание «Лучший мастер» цеха, предприятия, отрасли, региона. Участие мастера в экономическом соревно-вании за достижение отдельных показателей деятельности производственного участка. (См.  п. 1, Пример работы совета мастеров/Личное участие мастеров в соревновании - 36)

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - экономическая служба, комитеты профсоюза, советы мастеров.

310. Педагогика и психология в работе мастера. Приводим окончание тем проблемы 3)Педагогические методы в управлении рабочим персоналом, а также темы проблемы 4)Основы социальной психологии  в управлении сменой.

3. Педагогические методы в управлении рабочим персоналом (окончание). Метод убеждения в индивидуальной, групповой, массовой работе мастера. Сочетание методов убеждения и указания в управлении рабочим персоналом и производственным участком.

Понятие педагогического воздействия (воспитания). Принципы воспитания: солидарности (коллективности), целеустремленности, единства требований, уважения личности. Формирование целеустремленности рабочих. Применение принципов воспитания. 

Принцип уважения личности в индивидуальной работе мастера с рабочими. Значение принципа солидарности для развития отношений сотрудничества и поддержки в рабочем персонале. Зна-чение принципа целеустремленности для мобилизации рабочего персонала на достижение намеченных технико-экономических показателей.  Значение принципа единства требований для укрепле-ния трудовой дисциплины. (194-200)

4. Основы социальной психологии  в управлении сменой. Понятие общности. Виды общностей. Понятие организации. Виды организаций на участке: производственная, общественная, неформальная. Виды деятельности: производственная, общественная, коммуни-кативная. Виды отношений в разных видах организаций. Уста-новления и санкции различных видов организаций. Характери-стика смены как общности и организации. Применение мастером методов разных организаций в своей деятельности.

Работа мастера с профсоюзной организацией. Перечень решений мастера, согласуемых с профсоюзной организацией. Общественные формы управления производством на участке. Распознавание неформальных групп на участке. Работа мастера с неформальными группами, лидерами неформальных групп. Процедурные требования к работе с неформальными группами.

Понятие личности. Структура личности. Формирование представления о личности. Предупреждение ошибочных представлений о рабочих. Понятие творческой личности, творческой деятельности. Творческие способности, потребности. Социальные качества творческой личности. Формирование мастером творческого отношения рабочих к труду. (178-192, 215-218)

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - служба управления персоналом.

311. Взаимное восприятие в процессе производства. Приводим темы проблемы 4)Представления мастеров о своей   деятельности.

4. Представления мастеров о своей   деятельности. Понятие социологического опроса (167). Методика социологического опроса. Результаты социологических опросов мастеров. Пред-ставления опытных и неопытных мастеров о своей деятельности. Типичные ошибки представлений неопытных мастеров о значении и соотношении функций. Недооценка мастером значения работы с персоналом (280).  Методы наблюдения в управлении участком. Односторонность восприятия мастером  производственных со-бытий (160).   

    Недостаточность работы с документацией. Недостаточность использования методов экономического анализа результатов своей деятельности.  Переоценка  неопытным мастером  возможностей  принятия самостоятельных решений.  Методы повышения реальности представлений мастеров о своей  деятельности, о месте в системе управления. (84-104, 280, 281, 311)

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала:1-4 - служба управления персоналом, отдел обучения.

312. Формирование смены. Окончание тем проблемы 3)Ме-тоды закрепления рабочих на  участке, а также темы проблемы 4)Повышение профессионального мастерства рабочих на участке:

3. Методы закрепления рабочих на  участке (окончание). Распределение работ новичкам в соответствии с их психологическими, социальными качествами. Приобщение новичков к традициям смены. Понятие наставничества. Индивидуальные и коллективные формы наставничества. Задачи наставников. Принципы подбора наставников. Обеспечение психологической совместимости наставников и новичков. Применение педагого-психологических методов в работе с новичками, с наставниками. Особенности работы мастера с выпускниками профтехучилищ. Понятие удовлетворенности трудом. Факторы удовлетворенности трудом. (192, 193, 229)

4. Повышение профессионального мастерства рабочих на участке. Оценка уровня производительности и приемов труда рабочих. Методы информирования смены о производительности труда рабочих участка. Работа мастера с не выполняющими нормы выработки. Методы аттестации рабочих мест, анализа трудовых процессов в повышении производительности труда рабочих. Организация обмена опытом в смене. (116, 247)

Понятие новой техники, технологии, продукции (новшеств). Критерии новизны новшеств. Стадии освоения новшеств. Ступени производительности труда при освоении на участке новшеств. Работа мастера с рабочими других предприятий при освоении новшеств на участке. Принципы подбора рабочих для освоения новшеств. Методы соревнования и наставничества при освоении новшеств на участке. (229, 231, 242)

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - служба управления персоналом.

313. Работа мастера в  смене. Даны темы проблем 3)Управление конфликтами  в рабочем персонале, 4)Планирование работы мастера с рабочим персоналом.

3. Управление конфликтами  в рабочем персонале. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Причины конфликтов. Управление конфликтами. Понятие стресса. Причины стрессов. Выход из стрессовых ситуаций. Приемы беседы мастера с рабочими в конфликтных ситуациях. Виды критических ситуаций в смене:  конфликтные, экстремальные, чрезвычайные, стрессовые. Типы поведения руководителя: трусливый, напряженный, шоковый, стрессово-бесконтрольный, прогрессивный. Поведение мастера в критических ситуациях. Развитие волевых качеств. (211-214, 313)

4. Планирование работы мастера с рабочим персоналом. Виды массовой работы мастера в смене. Понятия рабочее собрание, «пятиминутка», планерка. Культура речи мастера. Постановка корпуса, головы, рук, мимики, жеста, движений, голоса, дикции. Деловая одежда мастера. Торжественные собрания смены: юбилей рабочего, первая зарплата новичка, производственное достижение рабочего или смены, окончание рабочим учебного заведения, профпродвижение рабочего. (239, 246)    

Проведение мастером пересменок. Участие мастера в цеховых планерках, «Часах качества»», «Ремонтный час» и других функциональных мероприятиях. Проведение в смене групповых собраний: ветеранов, новичков, не выполняющих нормы выработки, нарушителей дисциплины, рабочих-инструкторов производственного   обучения, наставников, учеников. Проведение мастером индивидуальной работы: бесед, посещения на дому, инструктажа, кон-сультации, информирования, устного предупреждения, устной благодарности. (246)

Организация  и планирование внепроизводственного общения, проведения свободного времени, совместного отдыха рабочих смены. Развитие технического и художественного творчества рабочих. Применение «Книжки мастера» в работе. (57)

Разнесение проблем по категориям управленческого персонала: 1-4 - служба управления персоналом, советы мастеров, комитеты профсоюза.

 

В скобках указаны номера разработок автора. Перечень разработок приведен в файле ТЕКСТ. Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. -М.: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.;   Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. -М.: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предм., имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.

Справки cursmaster@yandex.ru

 

Hosted by uCoz