День мастера на предприятии

                   (Автор Зимин Александр Алексеевич http://cursmaster.narod.ru/index.html)

 

Мастер - связующее звено между системой управления и участ­ками, между инженерным и рабочим персоналом. На уровне масте­ра наглядно обнаруживаются проблемы как технической, экономической подготовки производства, так и изготовления продукции. Поэтому практика выдвинула такой вид массовой работы с управ­ленческим персоналом,  как День мастера, когда собираются вмес­те работники разных подразделений, сфер деятельности. В его организации активное участие принимает со-вет мастеров.

Форма проведения Дня мастера бывает различной. День масте­ра может носить инструктивный характер. Перед мастерами в це­хах выступают главные специалисты и рассказывают об успехах и недостатках в работе предприятия, знакомят с его перспективами. В других случаях заслушиваются выступления мастеров. Если речь идет об отстающем мастере, то важно, чтобы обсуждение не носило характера «разноса», а являлось деловой помощью. Товарищи по рабо­те могут помочь такому работнику разобраться в причинах от­ставания, подсказать пути исправления положения.

В ходе проведения Дня мастера целесообразно организовать обмен передовым опытом. При этом желательно крупные проблемы детализировать на ряд подтем. Это будет способствовать боль­шей эффективности обсуждения. Например, тема «Особенности ра­боты мастера с молодежью» открывает более широкие возможности для обмена мнениями и опытом, чем такой крупный вопрос, как «Работа руководителя с коллективом».

Руководители цехов, предприятия, совета мастеров в целях конкретизации программы Дня мастера проводят  подготовительную работу, изучают, как отдельные мастера справляются с выпол-нением плана, какие задачи стоят перед ними, у кого молодежь лучше закрепляется на участке, быстрее приобретает квалификацию, у кого лучше организовано наставничество. Выяснив все эти вопросы, можно наметить основной круг лиц, которые могут при-нимать уча­стие в обсуждении. При проведении Дня мастера стремятся к тому, чтобы в ходе обсуждения были не только поставлены проблемы, но и предложены пути их решения.

День мастера на предприятии может носить не только инст­руктивный и методический, но и распорядительно-регламентиру­ющий характер. Такой подход примечателен для Чебоксарского приборостроительного завода. На заводе в ходе проведения Дня мастера контролируется соблюдение технических, организацион­ных, экономических положений, действующих на предприятии по отношению к мастерам. Эти положения зафиксированы в проектах организации труда мастеров.

В ходе проведения Дня мастера руководители отделов и служб рассказывают собравшимся о меро­приятиях, способствующих улучшению информационных связей на предприятии, более рациональному размещению, планированию, ос­нащению рабочих мест.

Мaстepa сообщают о зафиксированных ими отклонениях в рабо­те отдельных подразделений, о нарушениях проектов организации труда, разграничении функций. Такая практика особенно эффек- ­тивна при введении на предприятиях "коэффициента исполнитель­ности», который представляет собой отношение количества испол­ненных документов или предписаний к общему их числу.

День мастера может иметь не только деловую, но и аналитиче­скую, но и торжественную часть, в ходе которой отмечаются передовики производства, победители соревнования.

Дни мастера наиболее целесообразно проводить по видам про­изводства: заготовительное, вспомогательное, основнoe. Проведение  Дня мастера в пределах цеха целесообразно,  на  наш взгляд, только в том случае, если подразделение достаточ­но велико.

Ограничение круга Дня мастера традиционным составом, скажем­, цеховой планерки, не способствует его активности, и мо­жет оказаться, что участникам нечего будет сообщить друг дру­гу. Однако слишком широкий круг также не способствует активности собравшихся, поскольку возможности их непосредственно­го участия в мероприятии становятся более ограниченными.

Дни мастера на предприятиях проводятся регулярно по наме­ченному графику. Их можно проводить один раз месяц или один раз в квартал. В графике указываются даты, темы и лица, от ­ветственные за их проведение. Этой практики придерживаются на Чебоксарском приборостро­ительном заводе. День мастера ведет, обычно, директор пред­приятия. Это не только ежемесячный разговор по проблемам организации труда, улучшения качества продукции, по­вышения эффективности производства, но и школа воспита-ния ко­мандирского состава, школа умелого, оперативного решения кон­кретных задач. В ходе проведения Дня мастера главное внима-ние уделяется поискам причин нежелательных явлений, их предуп-реж­дению. Выполнение принятых решений находится под строгим кон­тролем руководства завода.

 

Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. .: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.;   Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. .: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предмю, имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.

Справки cursmaster@yandex.ru Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68

 

Hosted by uCoz