БЛОКИ ОБУЧЕНИЯ

Блоки предназначены для различных категорий управленческого персонала – участников управления участками, - включая руководителей предприятия, цеховых руководителей, специалистов функциональных служб и отделов (сокращения на странице Дополнения к программам). Блоки состоят из, а проблемы – из тем. Курсы обучения конкретного персонала составляются из блоков применительно к специфике предприятия и уровня управления и деятельности мастеров предприятия.

В программах скобками выделены номера разработок для проведения занятий (см. страницу сайта  Разработки). Категории обучаемых по блокам приведены на странице Дополнения к программам.

 

Перечень блоков

Программы блоков

 

Перечень блоков

1. Значение труда мастера     

2. Участники управления участками  

3. Организационные методы управления

4. Распорядительные методы управления

5. Решения мастеров    

6. Методы психологии труда 

7. Кадры мастеров     

8. Обучение мастеров        

9. Советы мастеров   

10. НОТ  мастера 

11. Информационное обеспечение мастеров    

12. Экономические методы управления

13. Организация производства на участке 

14. Мастер в управлении качеством              

15. Организация труда рабочих

16. Экономическое соревнование на участке

17. Педагогика и психология в работе мастера

18. Взаимное восприятие в процессе производства     

19. Формирование смены

20. Работа мастера в смене

 

Программы блоков     

1. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА МАСТЕРА. 1. История труда мастера. Мастер в древнем Египте. Функции мастера в древние века. Знаки мастера. Корпорации мастеров. Мастер в средние века. Первые цеховые объединения мастеров. Цеховые законы. Формирование сословия мастеров. Мастер как собственник и ремесленник. Цеховое самоуправление. (1-4)                        

2. Труд мастера  в России. Организация производства в древние и средние века. Предшественники цехового устройства ремесла в России. Создание цунфтов (цехов) в России. Организационные формы ремесла в России. Управление цунфтами. Отношения мастер - подмастерья -  ученики. Мастера и партачи. «Следы» цехового устройства ремесла в современном производстве. От цунфта к фабрике. Функции, роль мастера в фабричном производстве. (5-9)                

3. Мастер в новое время. Отношения мастеров и рабочих в начале ХХ века. Проявления анархизма на производстве в послеоктябрьский период.  Движение «зубовщины». Дискуссии о роли мастера в 20-30-ые годы. Изменение роли мастера на различных стадиях развития экономики СССР, России. От инструктирующего рабочего до технического руководителя участка. Виды деятельности мастера: организатор производства, руководитель участка, организатор труда, руководитель и лидер рабочих. (8)           

4. Особенности труда  мастера. Мастер - связующее звено между системами управления и производством, между управленческой и трудовой деятельностью, между работниками системы управле-ния и рабочими. Мастер в управлении собственностью предприятия. Единство управленческой и трудовой деятельности мастера. Управление персоналом в повышенной эмоциональной среде. Управление в условиях организационных ограничений мастера. Дина-мичность деятельности мастера. Противоречия труда мастера: единство производства и управления, низовое звено в управлении и главное на производстве, массовость профессии и высокие требования к профессии. (9-17)

2. УЧАСТНИКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧАСТКАМИ. 1. Системный подход  в управлении участком. Понятие производственного участка. (69) Понятие метода управления. (120) Особенности управления участками в зависимости от вида и типа производства. (45, 70, 71) Производственная среда и элементы производственного процесса на участке. (Тематический указатель/Производство/элементы) Категории, группы, методы управления. (120) Программно-целевой метод на участке. (84, 121, 227) Цели управления на участке. Цели управления и показатели участка. По-казатели мастера, участка. (Тематический указатель/Показатели)      

2. Взаимодействие мастера с системой управления предприя-тием. Прямые и сквозные функции мастера. Замещение мастером чужих функций. Схемы сквозных функций мастера и функциональ-ных отделов и служб. Понятие метода координации деятельности функциональных отделов и служб на участке. Метод разграничения функций управленческого персонала. Закрепление за мастером видов работ при выполнении сквозных функций. Предупреждение замещения мастером чужих функций. (18-33)

3. Разграничение функций мастера и  других работников управления. Последовательно рассматриваются распределение функций между мастером и непосредственным руководителем, производственно-диспечерским бюро, службами механика и энергетика, ОТК, технологом, конструктором, нормировщиками, экономистами, отделом труда и заработной платы. Документы по разграничению функций. Закрепление функций мастера. (010, 240-242)

4. Разграничение функций  мастера на участке. Разграничение функций мастера и бригадира по управлению трудовым процессом на участке. Мастер и контролер в контроле и улучшении качества продукции. Сферы совместной деятельности мастера и наладчика. Предупреждение замещения мастером обязанностей рабочих. Разграничение функций мастера и распределителя работ, диспетчера, кладовщиков. (010)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. 1. Права и обязанности  мастера. Мастер - низовое звено управления и центральная фигура на участке. Мера прав и ответствен-ности мастера. Факторы расширения прав мастера по управлению участком. Мастер - организатор производства на участке. Мастер - руководитель участка. Мастер - организатор труда на участке. Мастер - руководитель рабочего персонала. (26-29)      

2. Метод  регламентирования  на участке. Законодательные акты, применяемые на участке. Нормативные акты ведомств, отрасли, предприятия, действующие на участке. Стандарты России, отрасли, предприятия. Оргструктура и структура управления предприятием. Конструкторская и технологическая документация, используемая на участке. Правила внутреннего распорядка, охраны труда, пожарной безопасности. (122, 123, 131)                          

 3. Методы нормирования и инструктирования на участке. Виды ресурсов на участке. Виды затрат на участке. Понятия норм и нормативов. Нормы расхода ресурсов, оснастки и инструмента. Нормы труда. Порядок установления и доведения до участков норм и нормативов. Лимитные карты. Доведение норм до рабочих. Учет соблюдения норм и нормативов. Метод инструктирования. Должностные инструкции работников участка, инструкции выполнения работ на рабочих местах. Виды инструктажа рабочих: перед назначением на должность, в порядке допуска к работе, перед новой работой, при переналадке оборудования, перед запуском новой партии деталей. Виды инструктажа по технике безопасности: Учет инструктажей. (116, 117, 122)

4. Контроль - основная функция, форма и метод  организационного воздействия мастера. Контроль как форма организационного воздействия, метод управления, функция мастера. Виды контроля. Преобладание функций контроля в низовом звене управления пред-приятием. Сферы контроля в деятельности мастера. Формы реализации функций контроля на участке. (Окончание в Комментариях)

4. РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. 1. Особенности распорядительных  воздействий в управлении участками. Понятие методов распорядительного воздействия. Единство волевого воздействия и информативности при подготовке и реализации методов распорядительного воздействия. Виды и формы распорядительных воздействий системы управления предприятием. Содержание распорядительных воздействий. Уровень применения распорядительных воздействий на предприятии. Особенности распорядительных воздействий на  участке. Ограничения распорядительных методов в низовом звене управления производством.  Преодоление мастером ограничений применения распорядительных методов в управлении участком, персоналом смены. (122, 131)                 

2. Указание - основной метод   распорядительного воздействия  мастера. Отличия указания от других методов распорядительного воздействия. Характеристика указания как волевого воздействия. Указание как сообщение. Индивидуальность изложения и избыточность информации в указании. Непосредственность распорядительного воздействия в указании. Стадии подготовки и реализации указания. Психологические особенности применения указаний в рабочем персонале.

Особенности применения метода указания при выполнении мастером различных функций. Метод указания при расстановке кадров и распределении работ. Учет элементов производства при подготовке указаний. Постановка задач, подбор исполнителей при распределении работ.  (126-130)

В 2. Дополнениях к программам приводится окончание тем проблемы  2. Указание - основной метод   распорядительного воздействия  мастера, а также темы проблем: 3. Участие мастера в подготовке организационных и распорядительных воздействий системы управления,  4. Реализация на участке организационных и распорядительных воздействий системы управления.

5. РЕШЕНИЯ МАСТЕРОВ. 1. Факторы принятия мастером решений   по оперативному управлению производством.   Понятие управленческого решения. Виды решений системы управления производством. Связь методов управления мастера и процесса принятия решений. Факторы принятия мастером управленческих решений. Различия решений опытных и неопытных мастеров. Типичные ошибки неопытных мастеров. Преодоление факторов принятия мастером ошибочных решений. Условия реального восприятия мастером производственных ситуаций и принятия оптимальных решений. (135, 140)    

2. Информационное обеспечение  принятия  мастером  управленческих решений. Виды персонала на предприятии. Особенности линейного персонала. Решения  как  результат  деятельности управленческого персонала. Элементы решения. Стадии принятия и реализации решений. Сбор и обработка информации в ходе принятия решений. Выявление вариантов решений и выбор оптимального решения. Доведение решений до рабочих и контроль их выполнения. Виды случайных воздействий на ход производственного процесса. Особенности информации при различных видах случайных воздействий. (136, 137, 141)     

3. Варианты решений мастера по  оперативному управлению производством. Самонаблюдение мастером принятия управленческих решений. Выявление массива вариантов решений по видам случайных воздействий на ход производства. Оценка вариантов решений мастеров по оперативному управлению производством. Выбор мастером оптимального решения. Критерии оценки решений мастера. Временная характеристика решений мастера по  оперативному  управлению производством. (141)           

4. Анализ ошибочных решений  и действий мастера. Характеристика потерь от принятия ошибочных решений. Виды ошибочных решений мастера. Типичные причины принятия мастером ошибочных решений (окончание тем в Дополнениях к программам).  

6. Методы психологии труда. 1. Наблюдение и опрос  в деятельности мастера. Понятие «наб-людение хода производственного процесса». Место наблюдения в управленческой деятельности мастера. Объекты и предметы наблюдения. Виды наблюдения. Общее и особенное различных видов наблюдения. Требования к наблюдению как к методу управления. Сбор и формирование информации в ходе наблюдения. Ошибки наблюдения мастера. Значение обхода участка при реализации метода наблюдения. Маршруты обхода. Оптимизм мастера и объективность наблюдения. (141, 146, 159-162)

Понятие метода опроса. Опрос как разновидность метода беседы. Сферы применения опроса в деятельности мастера. Процедурные требования к опросу.  Подготовка к проведению опроса на участке. Особенности проведения индивидуального, группового опроса.  Традиционный  и ситуационный опрос в  деятельности мастера. Подведение и использование итогов опроса. (209, 229)                 

2. Методы сбора информации о рабочем персонале. Совокупность методов сбора информации о рабочем персонале. Понятие документального метода. Понятия нормативной, распорядительной, технической, оперативной и учетной документации на участке. Изучение мастером кадровой документации. Значение применения документального метода. (203)

Понятие биографического метода. Состав и сферы применения биографического метода. Значение биографического метода для формирования, обеспечения совместимости рабочего персонала, подбора состава бригад, бригадиров на участке. Понятие метода изучения продуктов труда. Содержание метода изучения продуктов труда. Сферы применения метода изучения продуктов труда. Значение метода изучения продуктов труда для повышения мастерства рабочих. (160, 204, 205)  

Темы проблем Методы анализа трудовых процессов, Метод деловой беседы приведены в Дополнениях к программам.

7. Кадры мастеров. 1. Система работы с мастерами   на предприятии. Задачи  функ-циональных отделов и служб по работе с мастерами: службы управления персоналом, труда и заработной платы, НОТ и управления, производственно-диспетчерской службы, инженерных служб, отдела АСУП. Взаимодействие систем производственного и общественного управления в работе с мастерами. Формирование резерва мастеров и их служебного продвижения. Заводской стандарт по работе с мастерами. (34, 131)                       

2. Методы формирования резерва мастеров. Методы формирования резерва кадров: документальный, социально-психологический, биографический, статистический, взаимной оценки, бе-седа,  самовыдвижения, экспертной оценки. Организация обучения резерва. Программы  обучения по категориям включенных в резерв.  Освоение претендентами на должность навыков управления производством и сменой. (34, 282)

3. Расстановка кадров мастеров. Особенности подбора кадров мастеров в зависимости от типа, вида производства, «возраста» предприятия, качеств мастеров: социально-демографических, лич-ностных, от уровня  образования, управленческих и трудовых навыков мастеров. Учет психологических качеств рабочего при распределении работ: темперамент, характер. Предупреждение несчастных случаев при контроле выполнения работ. Психологические факторы несчастных случаев. (34, 238)                                      

4. Аттестация мастеров. Подготовка аттестации мастеров на предприятии. Разработка графика, вопросника аттестации. Состав аттестационной комиссии. Порядок проведения аттестации. Сбор информации для аттестации. Решения аттестационной комиссии. Участие профсоюзов, совета мастеров, экспертов в аттестации. Автоматизация сбора информации и обработки результатов аттестации. Формирование резерва служебного продвижения мастеров по материалам аттестации. (34, 53-56, 69-119, 176, 269-271, 250, 288).

 8. Обучение мастеров. 1. Содержание обучения мастеров. Составление профессиограмм мастера. (263) Изучение труда мастера и обобщение опыта мастеров. (289, 290) Содержание специальных дисциплин, раскрывающих деятельность мастера  в качестве организатора производ-ства, руководителя производственного участка, организатора труда, руководителя рабочего коллектива. (294-313) Научные исследования труда мастера. Формирование содержания обучения в зависимости от категории обучаемых. (По курсу также: 126, 242, 246, 250)                

2. Формы  обучения мастеров. Последипломное образование мас-теров. Институты повышения квалификации мастеров. Очная, заочная, дистанционная  формы обучения.  Выездное обучение. Самообразование мастеров. Самостоятельная работа слушателей. Подготовка мастеров предприятий на договорной  основе. Образовательный стандарт мастера. Методы обучения. Организация учебно-производственной практики. Выпускная аттестация. (016-017)                          

3. Подготовка мастеров  в вузах и ССУЗ-ах. Виды образовательных услуг. Профессиограмма мастера. Учебный план подготовки, специализации мастеров. Научно-методическая основа обучения.  Аудиторное и внеаудиторное обучение. Теоретическое и практическое обучение мастеров участков. Самостоятельная работа обучающихся.  Входной и выходной контроль обучения.  Аттестация обучающихся по завершении обучения. (274-293)                       

4. Обучение мастеров на предприятиях. Курсы подготовки, повышения квалификации. целевого назначения. Организация обучения. Составление учебных планов и программ обучения. Оплата труда преподавателей. Расчет стоимости обучения. Обучение с отрывом и без отрыва от  производства. Принципы формирования учебных групп.  Контроль процесса обучения. Подбор и инструктаж преподавателей. Организация учебного процесса. Порядок выпускной аттестации и состав комиссии. Материальное стимулирование мастеров за уровень образование. (274-293)

9. Советы мастеров. 1. Объединение мастеров. Совет мастеров в системе управления предприятием. Цели и задачи совета мастеров. Секции совета мастеров: по подбору и расстановке кадров мастеров, работы мастера с коллективом, по улучшению условий и организации труда мастеров, соревнования и стимулирования труда мастеров. Права совета мастеров. Взаимодействие совета мастеров с администрацией, с профсоюзной организацией. (См. п. 2)

2. Формы и методы деятельности совета мастеров. Участие совета мастеров в подготовке предложений по совершенствованию управления производством и предприятием,  разработке планов технического перевооружения предприятия, освоении новых изделий, внедрении проектов организации труда мастеров, повышении квалификации, служебного продвижения, поощрении и наказании мастеров. Совет мастеров в сборе информации, подготовке, проведении аттестации. Организация советом мастеров Дней мастера на предприятии. (По курсу: 34, 36, 37, 119) 

3. День мастеров на предприятии. День мастера как форма обратной связи в системе управления. День мастера в системе управления качеством продукции, труда. Разработка графика проведения цеховых, общезаводских Дней мастера. Участие руководителей предприятия, служб в проведении Дней мастера. Контроль реализации решений Дня мастера. (См. п. 2)

4. Отраслевые и региональные советы мастеров. Устав (положение) отраслевых и региональных советов мастеров (далее - советов). Цели и задачи советов. Взаимодействие советов с отраслевыми и региональными органами управления, с профсоюзами. Роль советов в распространении передового опыта мастеров отрасли, региона, в организации соревнования за звание «Лучший мастер отрасли», «Лучший мастер области (края, республики)», в награждении мастеров правительственными наградами. Главный мастер (края, области, республики), отрасли и его компетенция. (См. п. 2)

10. НОТ мастера. 1. Оплата и стимулирование труда мастеров. Состав  оплаты  труда  мастеров. Должностной  оклад мастера в зависимости от разряда, классности, вида производства, группы участка. Оплата труда мастера по контракту. Соблюдение в контрактах трудовых прав, гарантированных законом. Установленные законодательством виды доплат для мастеров. Виды премирования и вознаграждений мастеров. Особенности оплаты труда мастеров при бригадной форме организации труда. Особенности пенсий мастеров. (34, 40, 151)

2. Конструкция и оснащение рабочего места мастера. Санитарно-гигиенические условия труда мастера. Нормы ПДК и их соблюдение. Рабочая одежда мастера. Разработка и внедрение форменной одежды мастера и ее экономическая эффективность. Безопасность труда мастера. Размещение, конструкция рабочего места в зависимости от отрасли, вида производства, условий труда. Оборудование рабочего места мастера. Периферийная   техника  АСУП   на   участке. Средства связи, наблюдения и учета на рабочем месте мастера. Автоматизированное рабочее место. (42-50)                            

3. Распорядок рабочего дня мастера. Бюджет рабочего времени мастера. Выполнение мастером в течение рабочего дня функций контроля и принятия самостоятельных решений. График и маршру-ты обхода участка и рабочих мест рабочих. Цели и задачи обхода. Анализ информации, собранной в ходе обхода. (162. 163, 175)

4. Проектирование  НОТ мастера. Положение о мастере (старшем мастера) по видам производства, группам участков.  Профессионально-квалификационные требования к мастеру. Дол-жностная инструкция мастера (старшего мастера) отдельного участка. Информационные связи и информационное обслуживание мастера. Стандарты предприятия по разграничению функций мас-тера и других работников. Разработка нормы управляемости мастера по показателям производственного процесса, особенностей участка, усталости. (43, 57) Окончания проблем в Дополнениях к программам

11. Информационное обеспечение мастеров. 1. Основы  делопроизводства  мастера. Стандарты документации. Основные реквизиты документов,   требования к их  оформлению. Виды документов: организационные (положения, инструкции, правила), распорядительные (приказы, распоряжения, указания),  информационно-справочные (справки, отчеты, сводки, докладные, служебные, объяснительные записки, письма, факсо-, телеграммы),   Образцы типовых заявлений, служебных и объяснительных записок, актов. (См. п. 2)

2. Нормативная  и учетная  документация мастера. Стандарты предприятия. Заводские и цеховые положения, приказы. распоряжения. Нормы затрат и нормы труда участка. Нормативы участка. Расценки на выполняемые работы и услуги. Формы заводских документов: наряды на выполняемые работы и услуги, накладные на получаемые и отпускаемые материальные ценности, акты на списание, о браке, несчастном случае, сдаче, приемке оборудования на ремонт, ярлыки, карточки учета инструмента, оснастки (По курсу: 57-68)

3. Техническая документация участка. Рабочие чертежи, технологические карты продукции, изготовляемой на участке. Правила приема технической документации. Учет и хранение техдокументации. Порядок внесения изменений в техническую документацию. Паспорта оборудования и оснастки. Графики ремонта оборудования и оснастки. Правила охраны труда и техники безопасности. Наглядность правил, рекомендуемых режимов обработки и работы обо-рудования. (См. п. 2)

4. Книжка мастера - важный оргдокумент руководителя участка. Две части «Книжки мастера» - нормативно-справочная, оперативная (съемная). Состав нормативно-справочной информации мастера. Состав оперативной информации в «Книжке мастера».  Участие функциональных заводских и цеховых служб в составлении Книжки. Ведение мастером записей в «Книжке мастера». (См. п. 2)

12. Экономические методы управления. 1. Планирование  деятельности участка. Расчет производствен-ной мощности участка, объемов продукции по стоимости, в номенклатуре, по срокам. Расчеты снижения трудоемкости, численности рабочих, фонда заработной платы. Расчет расхода основных и вспомогательных материалов, покупных материалов, комплектующих изделий, энергетических ресурсов. (84-87, 108)

2. Показатели  работы участка. Показатели развития производства, коллектива, рабочих. Плановые, учитываемые, расчетные показатели. Наименование, содержание показателей участка: объемов производства. производительности труда, качества продукции, себестоимости. использования ресурсов, оборудования, освоения новой техники, технологии, продукции, состояния охраны труда, техники безопасности, трудовой дисциплины, текучести, профес-сионально-квалификационного состава рабочих. Расчет и измерители показателей. (84-87)

3. Анализ показателей работы участка. Учет выполнения плана производства, плана по труду, фактических затрат на производство, потерь от брака. Полный и частичный (целевой) анализ показателей производства, производительности труда, численности работающих, фондов заработной платы, себестоимости продукции по основным материалам, основной зарплате, потерь от брака, выполнения организационно-технических мероприятий, использования оборудования. Изучение резервов производства на участке и их оптимальное использование. (88-94)

4. Внедрение хозяйственного расчета  на участке. Принципы хозяйственного расчета. Обеспечение оперативно-хозяйственной деятельности участков. Подготовка внедрения хозрасчета. Паспортизация участков. Особенности организации хозрасчета  основных,  заготовительных,  вспомогательных, обслуживающих производств. Хозрасчетные показатели участка. Расчет хозрасчетных показателей. Оплата труда мастеров по результатам участка. (73-75)

13. Организация производства на участке. 1. Принципы  организации  производства. Стадии, фазы, операции производственного процесса. Характеристика типов и видов производства. Производственный цикл и его составляющие. Последовательный, последовательно-параллельный, параллельный способы организации производственного процесса. Расчет дли-тельности производственного цикла при разных способах организации производственного процесса. Поточные методы организации производства. Формы специализации цехов и участков. (69-71, 76)

2. Оперативно-календарное планирование  производства на участке. Комплектная, позаказная, подетальная системы оперативно-производственного планирования (ОПП). Нормативно-справочное обеспечение ОПП. Календарно-плановые нормативы. Расчет размеров и периодичности партий запуска. Распределение программы цеха по участкам. Составление графиков загрузки рабочих мест. Сменно-суточное планирование работы участка. Сменное задание участка. Участие мастера  в системе ОПП. (69-81)

3. Централизованный завоз материалов и вывоза деталей. Расчет межцехового грузооборота. Разработка технологического процесса погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. Расчет количества транспорта и грузчиков. Разработка графиков доставки материалов и вывоза деталей. Совершенствование заводского и цехо-вого складского хозяйства.  Учет мастером поступления материалов и вывоза деталей. Порядок приемки мастером материалов и отправки деталей и оформления  документов. (44)

 4. Планово-предупредительное обслуживание рабочих мест. Требования к организации обслуживания рабочих мест. Функции обслуживания рабочих мест. Расчеты оптимальных партий и длительности производственного цикла продукции участков. Расчеты планово-календарных нормативов. Взаимодействие мастера и ПДБ при обеспечении материалами, технической документацией, нормами труда, инструментом и оснасткой. (44, 82)

14. Мастер в управлении качеством. 1. Понятие качества продукции. Международные стандарты управления качеством (ИСО). Факторы качества продукции. Системы управления качеством на предприятии. Планирование уровня качества продукции. Организация бездефектного труда. Контроль качества продукции. Конструкторско-технологическое и метрологическое обеспечение производства. Анализ и оценка качества изделий. Сбор информации и отчетность мастера по качеству. Расчеты коэфициента качества работы цехов, участков, мастеров.  (По курсу: 84, 85, 87, 123, 156-158, 160-173)

2. Технический контроль на участке. Структура отдела техничес-кого контроля (ОТК). Функции ОТК. Участие мастера в проведении входного контроля, приемочного контроля, контроля качества продукции процесса изготовления продукции. Понятие брака. Причины брака. Оформление , исправление брака. Разнесение мастером потерь от брака и затрат на исправление брака. (См. п. 2.)

 3. Виды технического контроля на участке. Классификация видов контроля по месту нахождения контроля, по стадиям технологического процесса, по охвату объектов контроля, по характеру поступления информации, по характеру контроля, по назначению контроля. Порядок предъявления мастером и приемки изготовленной продукции. Испытание как форма контроля. Объекты испытаний. Контрольные и эксплуатационные испытания. Заводские лаборатории и контроль качества продукции. Взаимодействие мастера с лабораториями. Участие мастера в видах контроля. (См. п. 2.)

4. Резервы повышения качества продукции. Организационно-технические условия бездефектного изготовления продукции. Факторы качества новых изделий. Совершенствование порядка предъявления и приемки продукции. Дни качества. Материальное стимулирование рабочих за повышение качества продукции. Анализ причин брака и подготовки мастером предложений по улучшению качества продукции. Причины брака и их устранение. (См. п. 2.)

15. Организация труда рабочих. 1. Формы организации труда рабочих. Функциональное, технологическое, профессиональное разделение труда. Экономические, физиологические, социальные границы разделения труда. Межцеховая, внутрицеховая, внутриучастковая, внутрибригадная кооперация труда. Совмещение профессий, расширение зон обслужи-вания. Коллективное и индивидуальное многостаночное (многоагрегатное) обслуживание. Условия многостаночного обслуживания. Расчет занятости рабочего. Правила работы в условиях мно-гостаночного обслуживания. Оплата труда рабочих при многостаночном обслуживании и совмещении профессий.

Аттестация рабочих мест - основная форма переоценки, обновления, рационализации рабочих мест, повышения производительности и качества труда рабочих. Порядок аттестации рабочих мест. Участие мастера в аттестации рабочих мест. 

Понятие бригады. Условия внедрения бригадной формы организации труда (БФОТ). Типы бригад. Преимущества комплексных бригад. Принципы комплектования бригад и подбора бригадиров. Разграничение функций мастера и бригадира в управлении производством и рабочим персоналом. Формы оплаты труда рабочих и мастера в условиях БФОТ. Распределение коллективного приработка бригады. Установление и использование коэфициента трудового участия рабочих и мастера. (72, 105, 106, 156, 157, 193, 242)

2. Нормирование труда рабочих. Понятие производительности труда. Понятие нормирования труда. Виды норм труда. Состав нормы времени. Методы установления норм. Нормирование ма-шинных операций. Определение режима обработки. Нормирование работ на станках с ЧПУ. Нормирование многостаночных работ, машинно-ручных операций, ручных операций.

В Дополнениях к программам окончание тем проблемы 2. Нормирование труда рабочих, а также темы проблем 3. Оплата труда  рабочих, 4. Эффективность мероприятий  по организации труда

16. Экономическое соревнование на участке. 1. Виды и формы экономического соревнования на участке. Социально-экономические функции соревнования. Принципы  экономического соревнования. Обеспечение оперативности, регулярности, наглядности информации о соревновании, сравнимости орудий и средств труда, условий труда, качеств рабочих, возможность повторения опыта. Соревнование на предприятиях за рубежом.     (По курсу: 34, 86, 234, 015. 242, 243)

Сменное, бригадное, индивидуальное соревнование на участке. Договоры смежников, сквозного соревнования, творческого содружества. Соревнование за достижение определенных технико-экономических результатов, конкурсы профессионального мастерства, трудовые почины. Личные обязательства, личные планы, личные лицевые счета экономии.

2. Методы организации соревнования на участке. Подготовка соревнования: определение технико-экономического состояния участка, уровня развития коллектива, профессионально-квалификационного состава рабочих, постановка задач развития производства, коллектива, рабочих, разработка   критериев оценки результатов соревнования. Расчет экономической  эффективности  соревнования. Разработка  порядка стимулирования мастеров и рабочих за активное участие в экономическом соревновании. Методы информирования рабочих о ходе и результатах экономического соревнования. (По курсу: 34, 86, 234, 015. 242, 243)

3. Выбор показателей соревнования. Виды показателей соревнования. Обеспечение единства показателей  развития производства, коллектива, личности рабочих. Выявление  «узких мест», проблем развития участка. Определение показателей соревнования по критериям актуальности, обоснованности.

В  Дополнениях к программам окончание тем проблемы 3. Выбор показателей соревнования, а также темы проблемы 4. Личное  участие мастеров  в экономическом соревновании.

17. Педагогика и психология в работе мастера. 1. Значение педагого-психологических методов в деятельности мастера. Элементы производственного процесса. Значение рабо-чего персонала в процессе производства. Объективные и субъекти-вные факторы производства. Зависимость производительности труда от субъективных факторов. Классификация субъективных факторов на участке. Отношения рабочий - рабочий, рабочий - мастер, мастер-рабочий. Отношения подчинения, сотрудничества, поддержки в процессе производства. Влияние отношений между людь-ми на технико-экономические показатели участков. Понятие пси-хологического состояния рабочего. Виды отрицательных психологических состояний, их причины и предупреждение. Преду-преждение усталости рабочих. Организационные условия обеспечения разнообразия труда: функциональная музыка, создание межоперационных заделов, перестановка рабочих, увеличение количества операций. (194-200)

2. Основы психологии в управлении рабочим персоналом. Понятие психологии. Понятия общей психологии, психологии труда, социальной психологии. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, воля, темперамент. Психология личности: интересы, способности, потребности. Психологический ана-лиз деятельности: внимание, навыки, привычки. Значение психологических методов. (194-200)

3. Педагогические методы в управлении рабочим персоналом. Понятие педагогики. Особенности применения педагогики в рабочем персонале. Понятие педагогического метода. Методы приуче-ния и упражнения в подготовке и повышении профессионального мастерства рабочих. Метод положительного примера в распространении передовых приемов труда, формировании традиций смены.

В Дополнениях к программам - окончание тем проблемы 3. Педагогические методы в управлении рабочим персоналом, а также темы проблемы 4. Основы социальной психологии  в управлении сменой.

18. Взаимное воприятие в процессе производства. 1. Особенности рабочего персонала. Различия управленческой и трудовой деятельности. Влияние трудовых процессов на форми-рование психологических характеристик рабочего персонала. Измерение отношений между людьми в рабочем персонале. Психологическая структура смены. Работа мастера с отдельными категориями структуры смены. Рациональное и эмоциональное в рабочем персонале. Влияние малых, неформальных групп на отношения в рабочем персонале. Психолого-педагогические требования к мастеру. (93, 96-101, 116, 182-188, 193, 229-233, 238, 246, 250)

2. Восприятие людьми друг друга в процессе производства. Понятие восприятия. Механизм восприятия человека человеком. Формирование симпатий и антипатий. Формирование представления о другом человеке. Факторы ошибок в формировании представления мастера о рабочих.

Понятие барьеров восприятия. Организационные ограничения восприятия. Личностные ограничения восприятия. Типичные барьеры восприятия мастера: возрастной, образовательный, опыта, образа деятельности, межперсональный, уровня управления, личного  отношения, первого представления. Преодоление мастером  барьеров восприятия. (215-217)

3. Представления рабочих о мастере. Объективное и субъектив-ное в формировании представлений о руководителе. Факторы формирования представлений рабочих о мастере. Измерение и оценка представлений рабочих о мастере. Некоторые критерии положительной  или  отрицательной  оценки   рабочими мастера. Значение оценки рабочими мастера для развития отношений сотрудничества на участке, формирования психологического климата, повышения эффективности производства. Предпочтение, авторитет и престиж мастера. (179)

Темы проблемы 4. Представления мастеров о своей   деятельности - в Дополнениях к программам.

19. Формирование смены 1. Состав смены. Факторы формирования рабочего персонала. Анализ социально-демографического, профессионально-квалификационного, личностного состава смены. Регулирование состава смены. Источники комплектования смены и их оценка. Взаимодействие мастера со службой управления персоналом предприятия при комплектовании смены. Обеспечение преемственности поколений и разнообразия состава смены. Формирование традиций и новаций в смене. Виды трудовых общностей: смена, бригада, звено, трудовая пара. Обеспечение психологической совместимости в трудовых общностях. Понятие психологического климата. Влияние психологического климата на технико-экономические показатели смены. (96-101)

2. Методы адаптации личности  в работе мастера. Понятие метода профориентации. Связь рабочего коллектива с общежитием, родителей смены со школой, с профтехучилищами. Метод профориентации в условиях недостатка рабочей силы отдельных про-фессий и квалификации. Преодоление мастером дефицита рабочих «редких» профессий, «незаменимые работники».

Индивидуальное и бригадное ученичество на участке. Подбор рабочих-инструкторов. Организация оплаты труда учеников, рабочих-инструкторов. Режим труда учеников. Оценка производительности труда учеников. Понятие профотбора в смене. Профессиональная характеристика профессий участка. Подбор мастером  в смене рабочих по научным требованиям профессионального отбора. Организационные, технические, управленческие условия адаптации рабочих на участке. (192, 194, 196, 199, 229)

3. Методы закрепления рабочих на  участке. Прием новичков на участке. Методика проведения опроса новичков.

Окончание тем проблемы 3. Методы закрепления рабочих на  участке, а также темы проблемы 4. Повышение профессионального мастерства рабочих на участке приводятся в Дополнениях к программам.

20. Работа мастера в смене. 1. Стиль руководства мастера. Понятие стиля руководства.   Стиль руководства и методы управления. Формирование индивидуального стиля руководства. Понятие автократического стиля руководства. Применение мастером автократического стиля в зависи-мости от производственных ситуаций и профессионально-квалификационного состава смены. Виды поощрений и наказаний на участке. Применение мастером методов поощрения и наказания рабочих.

Понятие либерального стиля руководства. Применение мастером  либерального стиля в первые дни работы в должности, работы в условиях работы на новом участке, в новой смене, в работе с новичками. Понятие демократического стиля руководства. Сочетание различных стилей. Отношение мастера к критике. Позитивная и негативная критика. Восприятие критики рабочими. (188)

2. Групповые и индивидуальные методы работы с  персоналом. Понятие группы по признакам. Классификация групп по социально-демографическим, профессионально-квалификационным приз-накам, по отношению к труду. Психологическая характеристика рабочих групп. Учет мастером различий групп в управлении рабочим персоналом. (96-101)

Понятие индивидуальности. Влияние групповых признаков на индивидуальность. Психологические и социальные качества рабочего. Учет индивидуальных качеств в работе с персоналом. Виды массовой, групповой, индивидуальной работы мастера с рабочим персоналом. Планирование мастером групповой и индивидуальной работы в смене. Учет и анализ эффективности групповой и индивидуальной работы мастера с персоналом. Динамика развития личности. Оценка не состояния, а развития личности. (246)

В Дополнениях к программам приводятся темы проблем 3. Управление конфликтами  в рабочем персонале, 4. Планирование работы  мастера с рабочим персоналом.

 

В скобках указаны номера разработок автора. Перечень разработок приведен в файле Разработки. Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. .: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.;   Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. .: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предм., имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.

Справки cursmaster@yandex.ru

 

 

                                                 

 

Hosted by uCoz