АВТОР
научно-образовательной программы
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ШКОЛЫ МАСТЕРОВ»
Резюме
Основные
результаты
Публикации
Новизна разработок
Теории
Резюме
Александр Алексеевич Зимин - ведущий специалист страны по управлению участками, организации труда,
подготовке и повышению квалификации мастеров участков. Кандидат экономических
наук, профессор-консультант программы «Центральнаяя школа мастеров» Центра
гуманитарного образования «Наследник» (г. Чебоксары).
Имеет опыт работы технолога, конструктора
по оснастке, мастера, главного инженера проекта, директора предприятий и
образовательных учреждений.
Педагогическую деятельность начинал
преподавателем Чувашского госуниверситета имени И.Н.Ульянова, доцентом
Чувашской госсельхозакадемии, Научная квалификация развивалась за годы труда в
Научно-исследовательском институте при Совете Министров Чувашской АССР (ныне
Институт гуманитарных наук), НПО «Системпром».
Разнообразие опыта и знаний обеспечивают
высокий уровень его научно-методи-ческих разработок, образовательной
деятельности, организации обучения. Для писем: 428029, г. Чебоксары, а/я 39, Зимину
А.А. Тел. (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68.
Основные результаты
(см. также далее Публикации)
1. Выполнены хоздоговорные и бюджетные исследования труда
мастеров: историческое, социологическое, экономическое, анализ опыта разных
отраслей.
2. Разработано и внедрено 56 новшеств по организации труда
мастеров и управления.
3. Опубликовано в России и за рубежом 160 научных работ.
4. Переданы лекционно-методические материалы 370 предприятиям,
ИПК, вузам и техникумам.
5. Проведено свыше 700 лекций для управленческого персонала
предприятий, обучено более 2000 мастеров.
6. Организованы совместно с Пензенским Домом научно-технической
пропаганды российские семинары по обмену опытом мастеров.
7. Разработано 23 комплекта, 16 выпусков, 438 наименований наглядных и учебных пособий,
методических указаний. Освоен выпуск
медиаизданий для демонстрации на мультимедийных проекторах.
Составлено
по тексту: Зимин А.А. Сборник пособий: Учебно-методические пособия для заводских школ мастера правление
участками. -Чебоксары: Наследник, 2008. 75 с. Справки cursmaster@yandex.ru Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68
Pro menj
ПУБЛИКАЦИИ
Зимина Александра
Алексеевича
1.
Отдельные издания (новые и в ретроспективе)
Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. -М.: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.;
Просторы творчества: Избранная публицистика. -М.: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предмю, имен., предприятий.
1. Методические указания по разработке на промышленных
предприятиях комплексных планов улучшения деятельности мастеров/Рекомендовано к
внедрению Чувашским обкомом КПСС от 14.04.1975
г. -Чебоксары: ЦНТИ, 1975. -36 с.
2. Совершенствование низового звена управления
предприятием/Технико-экономический обзор. - Чебоксары: ЦНТИ, 1975. -24 с.
3. Мастер в системе управления предприятием. - М.:
Экономика, 1978. -94 с.
4. Бригадная форма организации труда в
машиностроении/Зимин А.А., Ильдеменов С.В. //Технико-экономический обзор. -Чебоксары: ЦНТИ, 1980. -25 с.
5. Личные планы рабочих по росту производительности
труда/В соавт.: Ильдеменов С.В.//Технико-экономический обзор. -Чебоксары: ЦНТИ, 1981. -22 с.
6. Население и трудовые ресурсы/ Зимин А.А., Викторов
В.Н., Кураков Л.П. - Чебоксары: Кн. изд-во, 1981. -128 с.
7. Хозрасчет на участке/ В соавт.: Ильдеменов С.В. -
Чебоксары, Кн.изд-во, 1982. -80 с.
8. Современные методы работы с кадрами в
промышленности/Технико-экономический обзор. -Чебоксары:
ЦНТИ, 1982. -24 с.
9. Применение вычислительной техники в народном
хозяйстве/Технико-экономический обзор. - Чебоксары: ЦНТИ, 1983. -26 с.
10. Управление рабочим коллективом. -Чебоксары:
Кн. изд-во, 1984. -80 с.
11. Системы автоматизированного проектирования в
приборостроении/ Методика определения экономической эффективности САПР в
приборостроении/РТМ 25596-83/Зимин А.А., Усенко К.И. и др. -Минск:
ЦНИИТУ, 1984. -58.
12. Отраслевые методические указания по расчету уровня
автоматизации проектно-конструкторских работ и технологической подготовки
производства за счет внедрения систем автоматизированного проектирования
(САПР)/Зимин А.А.: Лебедев В.С., Нестеров Н.Н. и др/МУ25.774-86.
-М.: НИИстандартприбор, 1986. -12 с.
13. Планирование развития республики/Мурашкин В.А.,
Смоленцев В.Е.; Под научной
редакцией А.А.Зимина/Из опыта создания в Чувашии автоматизированной системы
плановых расчетов. -Чебоксары: Кн. изд-во, 1987. -144 с.
14. Оптовые цены на научно-технические услуги по созданию
автоматизированных систем управления/Раздел У1.
Системы автоматизированного проектирования/Зимин А.А., Суфтин
А.М./Прейскурант У-03-48. -М.:
Минприбор СССР, 1987. -26 с.
15. Отраслевые методические указания по определению
экономической эффективности САПР/Зимин А.А., Утевский М.Б.и др. /Утв.
Минприбором СССР 1.12.1986 г. -М.: Минприбор СССР,
1987. -58 с.
16. Методические рекомендации, алгоритмы для расчета на
ЭВМ норм расчета времени на базе микроэлементных
нормативов в приборостроении /Зимин А.А., Виссарионов В.В., Нестеров Н.Н. и
др./Рекомендовано Минприбором СССР № АС-60/3889 от 01.04.88 г. -М.: Минприбор СССР, 1987. -47 с.
17. Временные методические указания по расчету уровня
автоматизации проектно-конструкторских работ и технологической подготовки
производства в машиностроении за счет внедрения САПР/Утв. Бюро Совета Министров
СССР по машиностроению № БМб-23 от 7.01.1989 г. -М.:
Кремль, 1989. -10 с.
18. Управление производственным участком. -Чебоксары: Кн. изд-во, 1989. -80 с.
19. Кадры низового звена /Методические и лекционные
материалы по подготовке и повышению квалификации цеховых руководителей. -Чебоксары: ЗИМ, 1991. -84 с.
20. Управление производственным участком /Методические и
лекционные материалы по подготовке и повышению квалификации цеховых
руководителей. -Чебоксары: Заочный институт мастера -ЗИМ, 1991. -43 с.
21 Управление рабочим коллективом /Методические и
лекционные материалы по подготовке и повышению квалификации цеховых
руководителей. -Чебоксары: Заочный институт мастера,
1991. -146 с.
22. Организация труда мастера /Методические и лекционные
материалы по подготовке и повышению квалификации цеховых руководителей. -Чебоксары: Заочный институт мастера - ЗИМ, 1991. -76 с.
23. Комплексный анализ труда мастера и производственных
участков/Методи-ческие и лекционные материалы по подготовке и повышению
квалификации цеховых руководителей. -Чебоксары: ЗИМ,
1991. -59 с.
24. Кому управлять Чувашией?/Сб. статей. -Чебоксары: ВШУ ЧГСХА, 1996. -32 с.
25. Менеджер производства России/Том 1. Методы управления
производственным участком// Оглавление, резюме статей на русском, английском и
немецком языках. -Чебоксары: Наследник, 2000. -128 с.
26. Магазины города /Справочное пособие. Чебоксары:
Наследник, 2000. -24 с.
27. Здоровье и быт города /Справочное пособие. Чебоксары:
Наследник, 2001. 24 с.
28. Услуги города /Справочное пособие. Чебоксары:
Наследник, 2002. -24 с.
29. Школа мастера /Научно-методическое пособие. -Чебоксары: Наследник, 2002. -24 с.
30. Деловое обучение /Учебно-методическое пособие. -Чебоксары: Наследник,2003. -24 с.
31. Программы мастеров /Учебно-методическое пособие. -Чебоксары: Наследник, 2003. -24 с.
32. Журнал города /Учебно-методическое пособие. -Чебоксары: Наследник, 2003. 24 с.
Зарубежные издания
33.
Kriteren zur Auswahl der Meisterkader in den Betrieben der UDSSR//Arbeit und
Arbeitsrecht. -1979. -H. 9.
34. Odmеnovаni mistru v SSR//Praze a
mzda. -1979, -С. 1.
3.
Центральные и академические издания
35. Откуда эта робость?//Экономическая газета. -1973. -№
16.
36. Мастер принимает решение//Экономика и организация
промышленного производства (ЭКО). -1973. -№ 6.
37. Кого назначить мастером?//Машиностроитель. -1973. -№
6.
38. Мастер на производстве: создание резерва кадров, их
подготовка и использование//Социалистический труд. -1975. -№ 10.
39. О психологических барьерах взаимного восприятия /В
сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг
друга/Тезисы всесоюзной конференции психологов. -Краснодар:
КГУ, 1975.
40. Урок одного дня//ЭКО. -1977. -№ 17
41. Поиски единой системы//ЭКО. -1977. -№ 1.
42. О форме «сержанта индустрии»//ЭКО. -1977. -№ 1.
43. Кто лучший мастер предприятия?//Социалистическое
соревнование. -1978. -№ 1.
44. Материальное стимулирование труда мастеров//Экономика
и организация промышленного производства. -1978. -№ 6.
45. Обучение после диплом//ЭКО. -1980. -№ 2.
46. Пособие для мастера//ЭКО. -1982. -№ 5.
47. Оценка участия инжерно-технических работников в
обеспечении успешной работы
производственных участков /В сб.:Повышение эффективности
инженерного труда в промышленности /Тезисы всесоюз. семинара. -М: МДНТП, 1983.
48. Психология научного и технического творчества /В сб.:
Развитие научного и технического творчества трудящихся /Тезисы всесоюз. научн.
конф. -М., 1983.
49. Мастер принимает решение//Экономика и организация
промышленного производства. -1984. -№ 7.
50. Расчет уровня автоматизации проектно-конструкторских работ в машиностроении /В сб.: Автоматизация технической подготовки и управления производством в приборостроении и машиностроении /Тезисы всесоюз. конф.. -Чебоксары: ЦНТИ, 1988.
А также 31
статьи в региональных, местных изданиях
Издания ЦНТИ по внедренным новшествам
81. Дифференцированная оплата труда мастеров: Информ
листок № 58-73. -Чебоксары: ЦНТИ, 1973.
82. Рабочая одежда мастеров: Информ. листок № 59-73.
-Чебоксары, ЦНТИ, 1973.
83. Формирование резерва мастеров: Информ. листок № 60-73.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1973.
84. Новая методика фотографии рабочего дня линейного
персонала: Информ. листок № 120-73. -Чебоксары: ЦНТИ, 1973.
85. Расчет экономической эффективности мероприятий по
улучшению работы с кадрами: Информ. листок № 95-74. -Чебоксары: ЦНТИ, 1974.
86. Методика определения
категорий работников, склонных к закреплению в должности: Информ. листок
№ 96-74. -Чебоксары; ЦНТИ, 1974.
87. Формы и методы работы заводского совета мастеров:
Информ. листок № 294-74. -Чебоксары: ЦНТИ, 1974.
88. Примерная программа обучения мастеров: Информ. листок
№ 295-74. -Чебоксары: ЦНТИ, 1974.
89. Комплексный план улучшения деятельности мастеров:
Информ. листок № 312-75. -Чебоксары, ЦНТИ: 1975.
90. Методика расчета экономической ответственности цехов и
отделов за деятельность предприятия:
Информ. № 313-75. -Чебоксары: ЦНТИ, 1975.
91. Памятка по принятию производственных решений: Информ.
№ 314-75. -Чебоксары: ЦНТИ, 1975.
92. Шкала моральных поощрений: Информ листок № 315-75.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1975.
93. Карты решений мастеров: Информ. листок № 316-75.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1975.
94. Взаимодействие мастера с общественными организациями:
Информ листок № 317-75. -Чебоксары: ЦНТИ, 1975.
95. Разграничение функций цехового управленческого
персонала: Информ. лис-ток № 382-75. -Чебоксары: ЦНТИ,
1975.
96. Расчет экономической эффективности внедрения рабочей
одежды мастера: Информ. листок № 382-75. -Чебоксары: ЦНТИ, 1975.
97. Материальное стимулирование мастеров за повышение
уровня использования оборудования: Информ. листок № 363-75. -Чебоксары: ЦНТИ,
1975.
98. Досье мастера: Информ. листок № 364-75. -Чебоксары:
ЦНТИ, 1975.
99. Карта отношений в коллективе: Информ. листок № 381-75.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1975.
100. Методика входного контроля слушателей при проведении
занятий по курсам «Основы управленя производством», «Педагого-психологические
основы руко-водства» в системе повышения квалификации мастеров: Информ. листок
№ 119-82. -Чебоксары: ЦНТИ, 1982.
101. Методика группового практикума «Рабочее собрание на
участке» в системе повышения квалификации мастеров: Информ. листок № 124-82.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1982.
102. Методика проведения группового практикума по теме
«Мастер-организатор социалистического соревнования» в системе повышения
квалификации мастеров: Информ. листок №
120-82. -Чебоксары: ЦНТИ, 1982.
103. Система показателей социалистического соревнования на
участке, Методика организации обмена опытом мастеров в системе повышения их
квалификации: Информ. листок № 123-82, 128-82. -Чебоксары: ЦНТИ, 1982.
104. Определение экономии от сокращения незавершенного
производства в условиях автоматизации
транспортно-складских работ - ТСР: Информ. листок № 294-86. -Чебоксары: ЦНТИ,
1986.
105. Источники экономии от
автоматизации ТСР: Информ. листок № 385-86. -Чебоксары: ЦНТИ, 1986.
106. Определение экономии от увеличения объемов товарной
продукции в усло-виях автоматизации ТСР: Информ. листок № 9-87. -Чебоксары: ЦНТИ,
1987.
107. Определение экономической эффективности от сокращения
трудоемкости в условиях автоматизации ТСР: Информ. № 17-87. -Чебоксары: ЦНТИ,
1987.
108. Расчет затрат на содержание САПР: Информ. листок №
19-87. -Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
109. Определение снижения трудоемкости
учетно-информационных работ в транспортно-складском комплексе в условиях его
автоматизации: Информ. листок № 75-87. -Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
110. Определение экономии от улучшения использования
подъемно-транс-портного оборудования в условиях автоматизации: Информ. листок №
76-87. Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
111. Определение снижения трудоемкости ТСР в условиях
автоматизации: Информ. листок № 91-87. Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
112. Определение экономии основных фондов и инвентаря
транспортно-склад-ского комплекса в условиях его автоматизации: Информ. листок
№ 184-87. Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
113. Определение экономического эффекта автоматизированной
системы управления транспортно-складским комплексом: Информ. листок № 196-87.
Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
114. Определение экономии от снижения себестоимости
изготовления продукции за счет внедрения САПР: Информ. листок № 244-87.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
115. Показатели экономической эффективности САПР: Информ.
листок № 279-87. -Чебоксары: ЦНТИ, 1987. 116.
Определение экономии за счет условного высвобождения работников от внедрения
САПР: Информ. листок № 348-87. -Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
117. Составляющие годового экономического эффекта от
внедрения САПР: Информ. листок № 380-87. -Чебоксары: ЦНТИ, 1987.
118. Определение экономии
от внедрения САПР
в сфере технической подготовки производства: Информ. листок №
5-88. -Чебоксары: ЦНТИ, 1988.
119. Источники экономии от внедрения САПР: Информ. листок
№ 7-88. -Чебоксары: ЦНТИ, 1988.
120. Методика и содержание обучения руководителей и
специалистов в системе экономического образования: Информ. листок № 168-89.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1989.
121. Организация выборов мастеров: Информ. листок №
169-89. -Чебоксары: ЦНТИ, 1989.
122. Анализ работы производственных участков: Информ.
листок № 170-89. -Чебоксары: ЦНТИ, 1989.
123. Заочная школа управления для мастеров производственных
участков: Информ. листок № 230-89.
-Чебоксары: ЦНТИ, 1989.
124. Хрестоматия «Менеджер производства России»: Информ. листок № 70-96. -Чебоксары: ЦНТИ,
1996.
125. Дистанционное обучение цеховых руководителей: Информ.
листок № 72-. -Чебоксары: ЦНТИ,
1996.
126. Информационно-экономическая характеристика
инвестиционной рекламы: Информ. листок № 73-96. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996.
127. Подготовка предпринимателей в вузе: Информ. листок №
74-96. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996.
128. Порядок размещения инвестиционной рекламы: Информ.
листок № 75-96. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996.
129. Методические материалы по обучению цеховых
руководителей на предприятиях: Информ. листок № 76-96. -Чебоксары: ЦНТИ,
1996.
130. Разработка Устава Российского совета мастеров: Информ.
№ 81-96. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996.
131. Участие отраслевых вузов в развитии
предпринимательства в регионе: Информ. листок № 86-96. -Чебоксары: ЦНТИ,
1996.
132. Совершенствование управления внешнеэкономической
деятельностью региона: Информ. № 87-96. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996.
133. Методика социологического исследования
внешнеэкономической деятельности региона: Информ. листок № 88-96. -Чебоксары:
ЦНТИ, 1996.
134. Организация и оплата труда в хозрасчетных вузах: Информ. листок № 89-96. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996.
135. Региональная координация инвестиционной деятельности: Информ. листок № 90-96. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996
А также 12 научных отчетов о выполненных НИР.
Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. -М.: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.; Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. -М.: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., пред.., имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.
Справки cursmaster@yandex.ru
Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68
НОВИЗНА
РАЗРАБОТОК
(см. файл Разработки)
Основными итогами научно-педагогической деятельности автора являются:
1) создание новых научных и образовательных дициплин - управление кадрами мастеров, управление участками, управление сменой, экономика участка, которые составили новую науку - производственный менеджмент;
2) разработка и внедрение учебно-методического комплекса по подготовке менеджеров производства в составе учебных программ, планов, комплектов наглядных пособий, методических указаний, учебников и учебных пособий.
Новшества автора выделены курсивом в Содержании разделов, перечислены в Тематическом указателе в подборке Автор, в разделе Подготовка мастеров (254, 016). В разработках нашли применение методы философии, истории, права, социологии, экономики, педагогики, теории организаций, управления, психологии и ее ветви: общая, труда, социальная, личности, творческой деятельности.
Далее по комплектам (альбомам) приводятся элементы
новизны (см. файл Разработки).
Комплект 001.
Особенности труда мастеров. По
материалам своих исследований автором выявлены особенности труда мастера (см.
файл Лекция).
Автором значительно расширено толкование слова «Мастер» (1),
открыто новое направление экономики труда - историография профессий цеховых
руководителей (2-9), дана характеристика изменений роли
мастера в переходной
экономике (10-15, 17),
впервые описаны противоречия и особенности труда мастеров производственных
участков (1, 10-15, 16). Аннотация главы в Комментариях (том
2).
Комплект 002. Функции мастеров. В главе затронута наиболее актуальная проблема низового уровня управления - разграничение функций всех участников управления участками. Автором предлагается выровнить определенности функций управленческой и трудовой деятельности путем доведения должностных инструкций до конкретности видов работ, операций. С этой целью автором выделены участники управления участками, их общие обязанности, виды работ по сферам деятельности работников, приведены примеры разделения работ. Предлагается сначала упорядочить их (33), провести укрупненное разделение (30).
Автором на основе своих разработок, обобщения опыта предприятий, в частности Камского автозавода, изложена методика раз-граничения функций в управленческом персонале (22-25, 29-33). Она предполагает последовательное выделение сфер (11), установление участников управления участками (18), их общих функций (20, 21), схемы связей (23), направлений и видов работ (26-28), доведение определенности функций до управленческих процедур и операций каждого участника управления (149-158, 239-245).
В главе подтверждается значение труда мастеров, от
которых полностью зависит эффективное использование собственности преприятия.
Аннотация главы в Комментариях (том 2).
Комплект 003. Работа с кадрами мастеров. Оригинальность сос-ловия мастеров вызывает их выделение в персонале предприятия (36-37, 41), создание своей системы работы с ними. В главе даются основные направления этой работы (1, 50, 51), мероприятия по организации их труда (39-49), вопросники для аттестации (53-56). Многочисленность низового звена наряду с трудностями подбора кадров обуславливает другую вечную проблему низового звена управления - недостаточную оплату труда. В главе приводятся примеры ее решения (38-40), резервы улучшения НОТ мастера (50, 52). Существуют и другие проблемы организации участков (51). В рекомендациях автором обобщен опыт предприятий разных отраслей по работе с мастерами, темы-примеры свидетельствуют о широкой географии изучения опыта (35, 36, 40, 43, 48, 47). Аннотация главы в Комментариях (том 2).
Комплект 004 Информационное обеспечение мастеров. Автор на основе своей богатой коллекции заводских «Книжек мастера, изуче-ния практики предприятий предлагает схему информационных связей мастера с другими участниками управления участками (59, 60), состав справочной и иной информации мастера (57), образцы составления документов (62, 64, 66, 67), перечень деловой документации мастера (58, 61, 63, 65, 68, 123). Он дополняется при описании организационных методов, процедур управления (123, 149-158, 239-245). Аннотация главы в Комментариях (том 2).
Комплект 005. Оперативно-производственное планирование. В разделе сгруппированы методы мастера и данные по организации труда и производства на участке. Предназначен для развития взаимопонимания и сотрудничества мастера с экономическими службами, начиная с производственно-диспетчерского отдела до отдела труда и заработной платы, для применения мастером в своей деятельности экономических методов. Первая тема главы раздела не только объясняет понятие «участок», но и является примером планировки рабочего места мастера на Муромском заводе имени С.Орджоникидзе. К нему примыкают другие темы (70-75).
Условием инициативности мастеров, принятия ими самостоятельных решений, повышения престижа должности мастера является организационно-экономическая обособленность участков. Поэтому в раздел включены условия такой самостоятельности (73, 75). Ритмичная работа участков зависит от организации оперативно-производственного планирования, внедрения системы обслу-живания рабочих мест (76-83).
В целом по разделу автором на опыте предприятий составлены перечень показателей участков, деятельности мастеров (84-90, 95), методики анализа производственных заданий, использования обо-рудования, трудовой деятельности (91-93, 109), расчетов опера-тивности (78, 79, 94), численности рабочих (118), показатели и методики анализа состава смены, работы с персоналом (95-101).
Аннотация главы в Комментариях (том 2).
Комплект 006. Анализ деятельности участка. Автором разработаны принципы подготовки показателей участков: обеспечения сравнимости показателей, единства различных видов показателей, определения совокупных показателей, учета особенностей деятельности рабочего коллектива, однозначности показателей, учета разнообразия деятельности коллектива, сочетания различных форм ответственности, объективизации оценки деятельности коллективов,создания условий выполнения показателей, объективности подведения итогов, шаговости морального поощрения.
В
соответствии с этими принципами автором, в частности, рекомендуется
устанавливать для участков однозначные или сопоставимые показатели; наряду с
утверждаемыми применять анали-тические, оценочные показатели; при множестве показателей
заменять их на совокупные; добиваться учета затрат с разбивкой по участкам;
оценивать не условия, в которых работает смена, а ее вклад в производство.
Аннотация главы в Комментариях (том 2).
Комплект 007. Управление трудом на участке. Автором подготовле-ны рекомендации по организации бригад, надомного труда (105-107), анализу трудовых показателей (108, 109); историческим и зарубежным примерами обосновывается социальный подход к оп-лате труда, выдвинуты предложения по его применению на прак-тике (110, 115, 206); показано применение тарифной системы оплаты труда на ВАЗ-е и УАЗ-е (111-113).
В главе наряду с традиционными видами нормирования предлагается разработка норм по микроэлементам (116-117). Разработанные практические задания применяются для проведения практикумов, при аттестации мастеров (119).
Аннотация главы приведена в Комментариях» (том 2).
Комплект 008. Организационно-распорядительные методы. Систему управления предприятием и мастера связывают единые методы управления, которые на участке имеют свой состав и особенности. Автором наглядно выявлено преобразование методов управления предприятием в методы управления участком (122,124) и их различия (125), содержание организационных методов управления участком (123). По методу указания им определены свойства, виды, структура, источники (126-130).
Мастер управляет участком и персоналом в условиях организационных ограничений - он не может издавать приказы и распоряжения, которые имеют более высокую степень определенности и категоричности, чем указания. Для преодоления такого ограничения автором выделена новая группа методов - взаимодействия мастера с системой управления (132), которая включает информирование, представление, предложение, согласование (133, 134), схему их применения (131-134).
Теоретический интерес представляет суждение о системе методов управления, в которой автор выделяет категории методов управления, определяемые объектом управления (производство, рабочий персонал, кадры управления), группы методов управления - способом воздействия. Сами методы управления отличаются друг от друга видом и содержанием управленческого воздействия (120).
Аннотация главы приведена в Комментарии (том
2).
Комплект 009. Анализ решений по оперативному
управлению производством. В главе предлагаются методы оперативного
управления производством от сбора информации до контроля выполнения решений.
Самое многочисленное звено управления не всегда удается скомплектовать
успешными руководителями, поэтому особое
внимание уделено описанию ошибочных решений (140-148). Анализу
решений предшествовала разработка автором методики ФРД мастеров с учетом
особенностей их деятельности.
Методологические основы ФРД изложены в темах о стадиях и факторах
процесса принятия решений по оперативному управлению производством (135-140).Разработанная
методика позволяет оценить деятельность не только мастеров, но и определить
экономическую ответственность функциональных отделов и служб за простои на
производственных участках (141). Аннотация главы приведена в
"Комментариях".
Комплект 010. Теория разграничения функций, предложенная автором, стала одним из источников производственного менеджмента (254). В ходе социологического исследования, проведенных фотографий рабочего дня на предприятиях России по авторской прог-рамме (141,182), автору удалось количественно измерить уровень дублирования функций мастера, выделить три уровня определенности разграничения функций до: функций (9, 33, 168), видов работ (26-28), управленческих процедур и операций (149-158).
Для
этого им установлены участники управления (18),связи между ними (23),
порядок и последовательность разделения работ между ними (22), 25).
Аннотация главы - в "Комментариях".
Комплект 011. Контроль производственного процесса. В главе практические рекомендации сочетаются с теоретическими выводами.
Автором выполнена классификация методов психологии труда для производственного участка. К ним отнесены методы сбора информации: наблюдение, опрос, документальный, биографический, моделирования, аппаратурно-технический, трудовой, эксперимент; метод беседы; методы анализа трудовых процессов: изучение продуктов труда, анализ ошибочных действий, анализ несчастных случаев (109, 140-148, 159-161,201-205, 207-214).
Они практически не изучаются при подготовке технических и экономических специалистов, из которых, в основном, комплектуется состав мастеров. В настоящее время эти методы применяются интуитивно. На их основе автор предлагает методику и технику наблюдения мастером хода производственного процесса (160-165). Им впервые выделены следующие уровни предметов наблюдения: состояние, изменение, развитие, обнаружение которых определяет уровень профессиональности руководителя. Расширены свойства наблюдения и контроля. Они рассматриваются как метод труда и управления, стадия и форма управления, функ-ция мастера, стадия принятия решений, способ выполнения функций. Другие методы психологии труда приводятся в разделе «Управление рабочим персоналом» (201-205, 207-214).
Здесь также приведена разработанная автором теория
производственной активности - один из
источников производственного менеджмента (перечень источников - 254).
Путем последовательных приближений: движение - активность,
самодеятельность несамодеятельность,
инициативность - исполнительность автор приходит к методике социологического
опроса, измерению освоения руководителями своих должностных функций (167).
Утверждается, что в деятельности мастера преобладает исполнительность, то есть
выполнение фунций контроля (166-170,172, 173), даются практические
рекомендации по обходу для наблюдения и контроля хода производственного
процесса (162), по ведению документов наб-людения
(171), обслуживанию оборудования (177).
Комплект 012. Методы управления сменой. Глава раскрывает теоретические основы работы руководителя с персоналом, разработанные автором на основе конкретных исследований и обобщения опыта предприятий. В ней описываются социально-психологические условия деятельности, система методов управления сменой.
Система управления предприятием оставляет мастера наедине с рабочим персоналом. Он оказывается в центре ожиданий рабочих (179), предпочтений (191), отношений различных индивидуальностей, личностей, социальных общностей (182-188, 190), а также социально-демографических, профессионально-квалификационных, социально-психологических групп (96, 98, 100, раздел 2). На опыте проб и ошибок мастеру приходится учиться педагого-психологическим методам управления (192-200). Владельцы предприятий еще не понимают роли мастера в сохранении социальной стабильности в рабочем классе и не осознают важности его работы с персоналом. Автором выделена макроструктура смены: производственная, коммуникативная, общественная общности (182-184). Впервые описаны их особенности и взаимодействие на участке (183-184), даются практические рекомендации по обнаружению и работе мастера с неформальными группами (185-187).
На основе разработанной им методики измерения
взаимоотношений в смене (191)
выявлена микроструктура смены в составе ядра, центра, периферии, внешней группы, отличающихся раз-ным уровнем предпочтения рабочими мастера и интересов
смены (190). Представляет интерес предложенные автором классификация
типов мастеров (189), меры по предупреждению утомления (усталости)
рабочих (193), тесты на наличие неформальных групп (185). Глава
изобилует примерами (186, 196-198).
В справочнике приведены примеры применения методов управления: социально-психологических (181-191, 218, 219), правовых (18-33, 149-158, 234, 235, 242-245), психологических (199, 200-214, 220-228), социологических (167), педагогических (35, 50, 52, 103, 119, 175, 176, 194, 198, 248, 250, 254-313) .
Автором выделены следующие социально-психологические
методы управления: адаптации, социализации, развития личности, формирования персонала. Им открыто явление коллективного
темперамента (200).
Методы адаптации
состоят из профотбора, профориентации, (192), научения (194,
195,196), закрепления кадров (229).
Метод закрепления кадров позволяет руководителю подготовить смену к появлению нового
работника, облегчить новичку вступление в коллектив, включить его в систему отношений смены.
Методы социализации
личности направлены на овладение рабочими
нормами общественного поведения, формирование творческого отношения к
труду (220-228), морально-нравственных
ка-честв. Для этого руководитель использует наставничество (229), соревнование
(242), методы убеждения, положительного примера (195), поощрения,
наказания (234).
Методы развития
личности предусматривают повышение образовательного уровня, техническое
и художественное творчество, использование свободного времени (246).
Методы формирования
персонала включают регулирование социально-демографической,
профессионально-квалификационной структуpы (96-101),
обеспечение психологической совмести-мости, дифференцирования (233).
Уровень применения
мастерами социально-психологических методов управления измеряется показателями
работы с персоналом (95). Они учитываются при аттестации руководителей,
включаются в условия соревнования за звания "Лучшая смена", "Лучший мас-тер" (34, 36, 38). Аннотация главы
дана в Комментариях (том 2).
Комплект 013. Методы труда
мастера. Взаимодействие человека и производства обеспечивается
применением методов психологии труда. В этой главе, а также в прежних главах (159-162)
рассказывается об особенностях их использования мастерами. Особое внимание
уделено методу деловой беседы (208-214). Одна из
тем приводит к парадоксальному выводу, что активной
стороной является не мастер - инициатор беседы, а его собеседник - рабочий,
которому предстоит понимание и усвоение информации (207).
Переоценку существующих методов управления кадрами, организации оплаты труда, методов
управления вызывают примеры Японии,
царской России (7, 110, 206).
Комплект 014. Методы работы с отдельными категориями рабочих. В России, в отличие от других развитых стран (243), в зачаточном состоянии находится развитие инициативности мастеров и рабочих. Автором предложена теория психологии творческой деятельности (220-227). Приводятся примеры творческого отношения к труду мастеров и рабочих (228, 231), конкретные рекомендации по работе с новичками, передовиками, нарушителями, склонными к несчастным случаям на производстве, с семьями рабочих (230-238). Пример из истории заставляет задуматься об изменении условий труда рабочих (237).
Взаимодействие людей в процессе производства начинается с восприятия. Ошибки в начальной стадии обрекают на неудачу работу с кадрами. В главе сгруппированы психологические барьеры взаимного восприятия, названия которых раскрывают их содержа-ние (215). Автором по данным своих исследований открыты уп-равленческие барьеры восприятия, вызываемые недооценкой или переоценкой возможностей сотрудничества разных уровней управ-ления и видов персонала (216). Им также утверждается, что на практике работники оцениваются не по результатам деятельности, а по их воздействию на окружающих (217).
Аннотация главы приведена в Комментариях (том 2).
Комплект 015. Формы управления сменой. В этой главе
предлагается сочетание массовой (239), групповой (230-246),
индивидуальной форм работы в смене (247). Она развивает рекомендации
прежних глав и разделов (96-101, 182-190). Здесь описаны конкретные виды
работ и операций мастера, других участников управления сменой по трудовой
дисциплине, обучению, соревнованию, охране труда рабочих (240-245). Тема
Соревнование за рубежом подтверждает, что мы не всегда ценим, что имели
и имеем, а наш опыт больше применяется в других странах, чем на родине (243).
Анно-тация главы приведена в Комментариях (том
2).
Комплект 016.
Подготовка обучения. На материалах исследований автора излагаются основы
создания дисциплин специализации при подготовке и повышении квалификации
цеховых руководителей, показана взаимосвязь программ обучения управленческого
персонала. Аннотация главы приведена в Комментариях (том 2).
Комплект 017.
Организация обучения. По данным социологического исследования
выявлены представления опытных и неопытных мастеров, и на этой основе выделены
особенности обучения мастеров. Аннотация главы - в Комментариях (том 2).
Комплект 018. Программы курсов. В справочнике предлагается выделить в дисциплинах специализации курсы обучения, которые позволяют обеспечить преемственность и взаимосвязь подготовки и повышения квалификации различных категорий управленческого персонала. Глава содержит программы двадцати курсов.
Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. -М.: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.; Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. -М.: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предм., имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.
Справки cursmaster@yandex.ru Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68.
3
ТЕОРИИ АВТОРА
Выявление
особенностей труда мастеров (см. раздел выше «Новшества разработок») позволило
А.А.Зимину выделить их из состава управленческого персонала, рассматривать их
как самостоятельных субьектов управленя, разработать и предложить к внедрению
систему работы с ними, пересмотреть традиционные методы труда, управления и
организации труда применительно к производственному участку, и на этой основе
прийти к открытию новых явлений, закономерностей и теорий.
К числу основных теорий А.А.Зимина, разработанных на основе комплексных исследований и обобщения опыта предприятий относятся:
Теории общностей В ней смена показана как единство производственной, общественной, неформальной организаций, обнаружены их признаки, различия этих признаков, пребывание мас-тера в отношениях подчинения, сотрудничества, поддержки, взаимодействие мастера с неформальными группами. Стиль мастера охарактеризован как варианты его управления различными видами общностей смены. С применением теории производственной активности дана оценка организаций по их возможности предоставления руководителю самостоятельности, места для проявлений инициативы и творчества.
Теория производственной активности. Путем последовательных приближений: движение - активность, самодеятельность-несамодеятельность, инициативность - исполнительность автор приходит к методике социологического опроса, измерению освоения руководителями своих должностных функций
В составе активности автором выделены инициативность и исполнительность. Инициативность определена как степень развития человека кaк личности, как количество и качество реализации им своей степени свободы, своей самостоятельности в производственной организации, как выполнение им функций выбора самостоятельных решений по управлению производством и персоналом.
Исполнительность оценена как реализация подчиненности, выполнения установлений организации, т. е. функций контроля. Установление содержания этих понятий позволило измерить производственную активность.
Утверждается, что в деятельности мастера преобладает исполнительность, то есть выполнение фунций контроля, даются практические рекомендации по обходу для наблюдения и контроля хода производственного процесса, по ведению документов наблюдения, обслуживания оборудования.
Теория решений по
оперативному управлению производством. Разработанная автором методика
фотографии рабочего дня мастеров стала
одним из средств наблюдения и анализа управленческой деятельности. Она основана
на теории принятия управленческих решений и теории активности. Так же с
применением названной теории произведена
типизация случайных воздействий в процессе оперативного управления
производством, выделены варианты решений руководителй производства, критерии их
оценки. Появились возможности количественной и экономической оценки работников, функциональных служб.
Теория разграничения функций. В ходе социологического исследования, проведенных фотографий рабочего дня на предприятиях России по авторской методике. А.А.Зимину удалось количественно измерить уровень дублирования функций мастера, выявить чужие функции в его деятельности, выделить три уровня определенности функций: сфера деятельности, виды работ, уп-равленческие процедуры и операции. Теория предлагает порядок разграничения функций по всему линейному персоналу.
В ходе исследований применительно к производственному участку также разработаны теории психологии творческого труда, познания людьми друг друга в процессе производства, понятие коллективного темперамента.
Методы управления кадрами мастеров. Итогом исследовательской деятельности А.А.Зимина явилось создание на основе своих теорий новых научных направлений и учебных дисциплин «Управление кадрами мастеров», «Экономические методы на участке», «Методы управления участком», «Методы управления сменой». В них нашли единство методы истории и философии, экономики и управления, педагогики и психологии. Они составили новую науку - производственный менеджмент (управление участками), которая изложена в разделах одноименной двухтомной книги.
Дисциплина «Методы
управления кадрами мастеров» значительно
расширила толкование слова «Мастер», открыла новое направление экономики труда
- историография профессий цеховых руководителей, дала характеристика изменений
роли мастера в переходной экономике,
впервые описала противоречия и особенности труда мастеров производственных
участков.
В ней рассмотрены наиболее актуальные проблемы низового уровня управления. Одна из них - разграничение функций всех участников управления участками. Автором предлагается вы-ровнить определенности функций управленческой и трудовой деятельности путем доведения должностных инструкций до конкретности видов работ, операций. С этой целью в книге выде-лены участники управления участками, их общие обязанности, виды работ по сферам деятельности работников, приведены примеры разделения работ. Предлагается сначала упорядочить их, провести укрупненное разделение.
Автором на основе своих разработок, обобщения опыта предприятий, в частности Камского автозавода, изложена также методика разграничения функций в управленческом персонале. Она предполагает последовательное выделение сфер, установление участников управления участками, их общих функций, схемы связей, направлений и видов работ, доведение определенности функций до управленческих процедур и операций каждого участника управления.
Многочисленность низового звена наряду с трудностями подбора кадров обуславливает другую вечную проблему низового звена управления - недостаточные стимулирование и оплату труда. В справочнике приводятся примеры её решения, резервы улучшения НОТ мастера. В рекомендациях автором обобщён опыт предприятий разных отраслей по работе с мастерами, примеры свидетельствуют о широкой географии изучения опыта.
Третья беда низовых руководителей - неопределённость их функций, зон и пределов ответственности, слабость организации труда. Для её преодоления автор на основе своей богатой коллекции заводских «Книжек мастера, изучения практики предприятий предлагает схему информационных связей мастера с другими участниками управления участками, состав справочной и иной информации мастера, образцы составления документов, перечень нормативной и деловой документации мастера при применении организационных методов, процедур управления.
Для организации труда Александр Алексеевич предлагает создать фонд мастера, учитывать факторы организации труда, приводит примеры внедрения и резервы НОТ, состав условий тру да, формулы расчета нормы управляемости по факторам, даёт рекомендации по планированию, конструкции, оснащению рабочего места по видам производства, рабочей одежде, разбирает проблемные ситуации организации труда на участке.
Наиболее подробно автор описывает систему работы с кадрами мастеров в составе: мероприятия по подбору и расстановке кадров, взаимодействие администрации предприятия и совета мастеров, улучшение условий деятельности, стимулирования.
Экономические методы на участке. Дисциплина «Экономические методы на участке» группирует методы мастера и данные по организации труда и производства на участке, предполагает развитие взаимопонимания и сотрудничества мастера с экономическими службами, начиная с производственно-диспетчерского отдела до отдела труда и заработной платы, для более активного применения мастером в своей деятельности экономических методов. Она не только объясняет понятие «участок», но и приводит пример планировки рабочего места мастера на Муромском заводе имени С.Орджоникидзе.
Условием инициативности мастеров, по мнению А.А.Зимина, принятия ими самостоятельных решений, повышения престижа должности мастера является организационно-экономическая обо-собленность участков, предлагаются классификации участков, анализируются ошибки при их создании.
Особое внимание уделяется формированию показателей участка, деятельности мастеров, многие из них предлагаются на опыте предприятий. Автором предложены методики анализа производ-ственных заданий, использования оборудования, трудовой деятель-ности, расчетов оперативности, численности рабочих, показатели и методики анализа состава смены, работы с персоналом.
Разработаны также принципы подготовки показателей участков: обеспечения сравнимости показателей, единства различных видов показателей, определения совокупных показателей, учета особенностей деятельности рабочего коллектива, однозначности показателей, учета разнообразия деятельности коллектива, сочетания различных форм ответственности, объективизации оценки деятельности коллективов, создания условий выполнения показателей, шаговости морального поощрения.
В
соответствии с этими принципами рекомендуется устанавливать для участков
однозначные или сопоставимые показатели; наряду с утверждаемыми применять
аналитические, оценочные показатели; при множестве показателей заменять их на
совокупные; добиваться учета затрат с разбивкой по участкам; оценивать не
условия, в которых работает смена, а её вклад в производство.
Эта дисциплина предусматривает рекомендации по организации бригад, надомного труда, анализу трудовых показателей; историческими и зарубежными примерами обосновывает социальный подход к оплате труда, выдвигает предложения по его применению, приводит примеры тарифной системы оплаты труда на ВАЗ-е и УАЗ-е, применения микроэлементных норм наряду с традиционными видами нормирования.
Методы управления участком. В дисциплине «Методы управления участком» теоретический интерес представляет суждение о системе методов управления, в которой автор выделяет категории методов управления, определяемые объектом управления (производство, рабочий персонал, кадры управления), группы методов управления - способом воздействия. Сами методы управления отличаются друг от друга видом и содержанием управленческого воздействия.
Предлагаются также методы оперативного управления производством от сбора информации до контроля выполнения решений. Самое многочисленное звено управления не всегда удается скомп-лектовать успешными руководителями, поэтому особое внимание уделено описанию ошибочных решений. Анализу решений предшествовала разработка автором новой методики фотографии рабо-чего дня мастеров (ФРД) с учетом особенностей их деятельности.
Методологические основы ФРД основаны на суждениях о стадиях и факторах процесса принятия решений по оперативному управлению производством. Разработанная методика позволяет оценить деятельность не только мастеров, но и определить экономическую ответственность служб за простои на участках.
Автором выполнена классификация методов психологии труда в управлении производственным участком. К ним отнесены методы сбора информации: наблюдение, опрос, документальный, биографический, моделирования, аппаратурно-технический, трудовой, эксперимент; метод беседы; методы анализа трудовых процессов: изучение продуктов труда, анализ ошибочных действий, анализ несчастных случаев.
Они практически не
изучаются при подготовке технических и экономических специалистов, из которых,
в основном, комплектуется состав мастеров. В настоящее время эти методы приме-няются интуитивно. На их основе автор предлагает
методику и технику наблюдения мастером производственного процесса. Им впервые выделены следующие уровни
предметов наблюдения: состояние, изменение, развитие, обнаружение которых
определяет уровень профессиональности руководителя. Расширены свойства
наблюдения и контроля. Они рассматриваются как метод труда и управления,
стадия и форма управления, функция
мастера, стадия принятия решений, способ выполнения функций.
В данной дисциплине утверждается, что систему управления предприятием и мастера связывают единые методы управления, которые на участке имеют свой состав и особенности. В ней наглядно выявлено преобразование методов управления предприятием в методы управления участком и их различия, содержание организационных методов управления участком. По методу указания определены свойства, виды, структура, источники.
Мастер управляет участком и персоналом в условиях организационных ограничений - он не может издавать приказы и распоряжения, которые имеют более высокую степень определенности и категоричности, чем указания. Для преодоления такого ограничения А.А.Зиминым выделена новая группа методов - взаимодействия мастера с системой управления, которая включает инфор-мирование, представление, предложение, согласование, предложена схема их применения..
Методы управления сменой. В дисциплине «Методы управления сменой» раскрываются теоретические основы работы руководителя с персоналом, разработанные автором на основе конкретных исследований и обобщения опыта предприятий. В ней содержатся социально-психологические условия деятельности, система методов управления сменой, рассматриваются ожидания рабочих, предпочтения, отношения различных индивидуальностей, личностей, социальных общностей, а также социально-демографических, профессионально-квалификационных, социально-психологических групп.
В дисциплине выделена макроструктура смены: производственная, коммуникативная, общественная общности. Впервые описаны их особенности и взаимодействие на участке, даются практические рекомендации по обнаружению и работе мастера с неформальными группами.
На основе разработанной
им методики измерения взаимоотношений
в смене выявлена микроструктура
смены в
составе ядра, центра, периферии,
внешней группы, отличающихся разным уровнем предпочтения рабочими мастера и интересов смены. Представляют интерес предложенные автором
классификация типов мастеров,
меры по предупреждению утомления (усталости) рабочих, тесты на наличие
неформальных групп. Дисциплина изобилует примерами практики.
Она включает примеры применения методов управления: социально-психологических, правовых, психологических, социологических, педагогических, выделены следующие социально-психологические методы управления: адаптации, социализации, развития личности, формирования персонала.
Автором открыто влияние скорости производственных процессов на ощущения работников, то есть явление коллективного темперамента. К методам адаптации отнесены профотбор, проф-ориентация, научение, закрепление кадров; к методам социализации личности - наставничество, соревнование, методы убеждения, положительного примера, поощрения, наказания.
Методы развития
личности предусматривают повышение образовательного уровня, техническое
и художественное творчество, использование свободного времени, а методы
формирования персонала - регулирование социально-демографической,
профессионально-квалификационной структуpы,
обеспечение психологической совместимости, дифференцирование.
Методы труда мастера приводились автором и раньше - в дисциплине «Методы управления участком». В отличие от неё в «Методах управления сменой» особое внимание уделено беседе. Одна из тем приводит к парадоксальному выводу, что активной стороной является не мастер - инициатор беседы, а его собеседник - рабочий, которому предстоит понимание и усвоение информации. Переоценку существующих методов управления кадрами, организации оплаты труда, методов управления вызывают примеры Японии, царской России. По мнению автора, в России, в отличие от других развитых стран, в зачаточном состоянии находится развитие инициативности мастеров и рабочих, и поэтому почти целые главы разных разделов посвящены психологии творческого труда, природе принятия решений по управлению производством, сменой.
Дисциплина «Методы управления сменой» содержит также конкретные рекомендации по работе с новичками, передовиками, нарушителями, склонными к несчастным случаям на производстве, с семьями рабочих. Исторические темы заставляют задуматься об изменении условий труда рабочих.
Взаимодействие людей в процессе производства начинается с восприятия. Ошибки восприятия людьми друг друга в процессе производства обрекают на неудачу работу с кадрами. Их перечень и описание подготовлено по данным социологического и социально-психологического исследований.
В дисциплине дана классификация массовой, групповой, индивидуальной форм работы в смене, описаны виды работ и операций мастера, других участников управления сменой по трудовой дис-циплине, обучению, соревнованию, охране труда рабочих.
Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. -М.: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.; Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. -М.: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предм., имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.
Справки cursmaster@yandex.ru
Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68.