Аттестация мастеров

Для ее проведения на заводе создается аттестационная комиссия в составе представителей администрации, профсоюзной организации, совета мастеров.  Представитель совета мастеров, обычно, является заместителем председателя комиссии. На крупных предприятиях мастеров аттестуют несколько комиссий (по производствам, цехам).

Аттестации предшествует подготовительная работа: сбор от­зывов (характеристик) о мастерах, составление вопросника для аттестуемых (53-56). Мастеров заранее, но не ме­нее чем за неделю до аттестации знакомят с представленными на них документами. Комиссия рассматривает ма­териалы, заслушивает сообщение мастера о его работе. На засе­дании присутствует начальник цеха, в котором работает аттес­туемый. В ходе аттестации оценивается производственная дея­тельность, квалификация мастера, соблюдение им  дисциплины, участие в соревновании мастеров, работа с персо-налом, ситуативные показатели - освоение новых техники, техно-логии, продукции, норм труда.

Комиссия открытым голосованием в отсутствие аттестуемого дает одну из следующих оценок его деятельности: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы о повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности. При аттестации мастеров указывается класс, категория, которым он соответствует. Резуль­таты аттестации обобщаются непосредственно после  голосования.

По результатам аттестации руководитель предприятия принимает ре­шение о повышении или понижении работников в  квалификационной категории, повышении или понижении должно­стного ок-лада, установлении, изменении, отмене надбавок к должностным окладам, повышении в должности. По истечении двух месяцев со дня аттестации перевод ра­ботника на другую работу или расторже-ние с ним трудового договора не допускаются.

На каждом пред­приятии устанавливается порядок аттестации, учитывающий мест­ные условия и возможности коллектива. Это прежде всего каса­ется методики сбора информации о деятельности мастера, ее об­работки, видов и размеров поощрения руководителей. Надо под­черкнуть, что объективность информации возрастает, если она поступает в комиссию из разных источников: администрации и совета мастеров. Например, администрация цеха гото­вит список мастеров с указанием их возраста, специальности, об­разования, общего стажа, стажа работы на предприятии, в долж­ности мастера, оценка (в баллах) их деятельности по руковод­ству коллективом, организации труда и производства, воспита­нию рабочих.

На основе решения аттестационной комиссии руководителем предприятия производится присвоение разряда, квалификационной категории мастерам.

Сохранение и повышение разряда производится руководителям смен, обеспечивающим:

- устойчивое выполнение плана производства (по номенклату­ре и качеству), заданий по удельному весу продукции со знаком качества, росту производительности труда, удельному весу техни-чески обоснованных норм трудовых затрат, себестоимости продук-ции  (работ),  экономное  расходование  фонда заработной платы;

- ритмичный выпуск продукции, эффективную эксплуатацию оборудования, непревышение норм расхода сырья и основных материалов, соблюдение установленной технологии и правил техники безопасности;

- широкое участие рабочих в экономическом соревновании, развитии наставничества, высокий уровень трудовой и производственной дисциплины, сокращение текучести кадров;

- систематическое повышение своей квалификации, а также рабочих в школах передового опыта, школах мастеров, институ­тах повышения квалификации руководящих и инженерно-техниче­ских работников и посредством других форм учебы.

При аттестации учитываются динамика выполнения участком плановых заданий за время работы здесь данного мастера; теку­честь кадров; нарушения производственной и трудовой дисципли­ны; ритмичность выполнения заданий; рост квалификации, обра­зовательный уровень; численность рабочих, выполняющих нормы выработки; охват рабочих различными формами соревнования. Эти данные отражаются в справке, представляемой аттестационной комиссии советом мастеров на каждого руководи­теля смены. Использование разных источников информации позво­ляет умень-шить влияние субъективных отношений к мастеру на оценку его деятельности при аттестации.

Аттестация дает возможность ближе познакомиться с кадрами руководителей низового звена, узнать их запросы и предложения. Иногда руководители предприятия не находят времени для непо- ­средственного участия в аттестации и передоверяют оценку ру­ководителей смены работникам отдела кадров, техники безопас- ­ности, труда и заработной платы или юридической службе.

Не оспаривая их компетентность в своей работе, заметим, что для них будет затруднительно всесторонне судить о выполнении мас­терами чисто линейных функций, функций организаторов производ­ства, руководителей коллектива.

Проведение аттестации мастеров предоставляет руководите­лям предприятия возможность получить «из первых рук» информа- цию о состоянии дел на участках, о резервах производства, о  мо-рально-психологическом климате в коллективах. Следует отме­тить, что возможны различные варианты организации аттестации. Так, с целью проверки работы всех звеньев производства и вы­явления слабых участков целесообразно заслушивать мастеров раз­личных цехов в последовательности, совпадающей с технологиче­ским циклом.

Если ставится задача по результатам аттестации обобщить опыт работы мастеров, то очередность собеседования с ними мо­жет зависеть от должностного стажа руководителей смен. Скажем, вначале аттестационная комиссия разбирает работу опытных мас­теров, затем - начинающих. Таким образом легче обнаружить раз­личия в формах и методах их деятельности и наметить пути совер­шенствования обучения, подбора и расстановки кадров.

На крупных предприятиях собеседования с мастерами могут проходить непосредственно в цехах, а перед заводской комиссией о проведении аттестации отчитываются руководители подразделе­ний.

Аттестация мастеров - трудоемкий вид работы. Это объясня­ется многочисленностью состава низового звена управления, а также необходимостью тщательной подготовки материалов. От ре­зультатов аттестации во многом зависит закрепление кадров ни­зового звена управления. В связи с этим следует еще раз обратить внимание на необходимость широкого привлечения советов мас-теров к подготовке и проведению ат­тестации.

При аттестации учитываются все стороны деятельности мас­тера. Количество учитываемых показателей достигает подчас не­скольких десятков. А на заводе нередко работают сотни масте­ров. Большой объем информации, трудоемкость ее сбора и обра­ботки иногда приводят к тому, что зачастую аттестационная ко­миссия не в силах использовать и учесть все представленные материалы, что отражается на объективности оценки деятельнос­ти мастера. Поэтому некоторые предприятия накопили опыт ат­тестации с применением ЭВМ.

На Рыбинском приборостроительном заводе основой матема­тического  обеспечения  программы является  классификатор  ка-­честв мастеров. На некоторых заводах он содержит до 13 групп качеств, объединяющих более ста вариантов поведения мастера. С помощью классификатора деятельность мастера оценивают экс­перты, с которыми он поддерживает постоянные деловые контак­ты (начальник цеха, заместитель начальника цеха по производ­ству, старший мастер, начальник OТ3, начальник БЦК, началь­ник технического бюро, старший экономист, пред­седатель цехкома). Полученная информация вводится в ЭВМ, ко­торая выдает маши-нограмму, являющуюся официальным аттестаци­онным документом.

Для повышения достоверности оценки деятельности мастеров им дают готовить аттестационные проекты - самостоятельные разработки в области технологии, организации производства, направленные на повышение эффективности работы участка. Те­матика проектов составляется таким образом, чтобы они позволяли разработать на предприятии единый план повышения эффек- ­тивности производства. Авторам лучших проектов выдаетоя де­нежная премия.

Предприятиям Эстонии разработчиком В.Тарасовым при аттестации мастеров предложено применять­ метод делового порт-рета. Для оценки руководителя эксперты заполняют анкету, которая содержит до 240 вариантов поведе­ния мастера. На основе полученной информации ЭВМ выдает дело­вой портрет работника.  

 

 

Составлено по тексту книг: Зимин А.А. Управление участками (отдельный завод тиража имеет название «Производственный менеджмент»). В 2-х т. .: Наследник, 2008. 750 с. 40 сх., 55 рис., 64 табл., комм., прим., библ. 144 назв., биобибл. 20 назв.;   Зимин А.А. Просторы творчества: Избранная публицистика. .: Наследник, 2009. 496 с. Комм., ук.: библ., биобибл., предмю, имен., предприятий. Обязательные экземпляры в Книжной палате РФ, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, в научных библиотеках: АН, Федерального собрания, Администрации Президента РФ, МГУ.

Справки cursmaster@yandex.ru Телефоны: (8352) 44-01-68, 8-903-358-01-68

 

Hosted by uCoz
http://cursmaster.narod.ru/